Почему уходят лучшие и всегда так не вовремя

«Почему уходят лучшие и всегда так не вовремя»
Памяти Андрея Павленко
(Протоиерей Вячеслав Перевезенцев | 6 ЯНВАРЯ 2020 года)

«В день похорон врача-онколога Андрея Павленко протоиерей Вячеслав Перевезенцев размышляет о смерти, скорби и надежде.

Вчера ушел из жизни врач-онколог Андрей Павленко. Врач, который стал широко известен после того, как сам заболел тем страшным недугом, борьбе с которым посвятил всю свою профессиональную жизнь. За эти чуть менее чем два года своей болезни он успел сделать для этой борьбы столько, что иным не удается за десятилетия.
 
В одном из своих интервью Андрей говорил:

«Смерть не должна наступать раньше времени, она должна прийти вместе с угасанием организма вследствие неизлечимой болезни. Человек должен жить до самой последней минуты. Вот так я понимаю смерть».

Никто из нас не знает, когда придет наше время, но пока оно не пришло, надо жить. Но жить мы можем очень по-разному. У нашей жизни может быть очень разное качество. Известно, что можно быть «еле живым», а то и вовсе мёртвым еще до смерти и быть живым после смерти. Хотя в это последнее «жизнь после смерти» Андрей, возможно, и не верил, это мало что меняет. Мир, такой, как его сотворил Господь, мало зависит от наших представлений о нем. То, во что он точно верил — это в жизнь до смерти, а это не так очевидно, как кажется на первый взгляд. И не просто верил, а буквально боролся за такую жизнь. Боролся до самой последней минуты.
 
Любая смерть отзывается в нашем сердце болью тем большей, чем больше человек был нам лично близок или даже просто знаком, пусть и не лично. Смерть отзывается болью, потому что она разлучает, а Бог привел нас в этот мир для другого. Но у смерти есть две стороны, и пусть другая сторона не бросается в глаза, и она не так очевидна, как разлука, она не менее, а даже более важна. Я имею ввиду встречу. В смерти мы не только разлучаемся с этим миром и с теми, кто нам так дорог, но и встречаемся с миром иным, а главное — с его Творцом и нашим Небесным Отцом. И потому апостол Павел говорит своим братьям: «не скорбите, как иные, не имеющие упования»(1Сол.4:12). Он не запрещает скорбь, она так естественна, когда смерть врывается в нашу жизнь, но он говорит о надежде. Именно о надежде и хотелось напомнить в связи с уходом Андрея Павленко.
 
Во-первых, в своем прощальном слове он сам напоминает о ней:

«Мой жизненный путь завершается! К сожалению моя болезнь оказалась коварнее, и ее развитие за последние 2 месяца не оставило мне шансов! Но я хотел бы сейчас предупредить всех, кто находится на этапе лечения — не опускайте руки! Статистика вещь упрямая, и у вас даже с моим диагнозом есть шансы на излечение! Просто поверьте в это! Мне просто не повезло )…»
 
«Не опускайте руки, пусть ваша надежда придает вам силы…» — это говорит человек, который, в отличии от нас, уже отчетливо слышит «дыхание той, что стоит за его плечом».

О, сколько мы знаем случаев, когда такая надежда помогала совершиться невозможному. И как страшно, как невыносимо больно, больно до отчаяния, когда это невозможное не происходит.

«Мне просто не повезло…»

Но как же непросто это понять и, тем более, принять. Везет — не везет. С нами такое может случаться по нескольку раз на дню. Вчера не повезло нашим молодым хоккеистам в финале чемпионата мира, шайба залетела в их ворота от ноги соперника совершенно случайно, хотя для канадцев это стало « божьей ногой».
 
Но Бог, к разочарованию миллионов болельщиков, не играет в хоккей и даже в футбол. И потому это в игре есть место случаю, там может повезти или не повезти, тем и интересна игра. Но жизнь не игра, и смерть не игра. Тут нет места случаю и везению. Или случай или Господь Вседержитель… Или, или…
 
Или мы просто жертвы, и жизнь наша не имеет никакого значения, и все зависит от случайного расклада костей, или «не один волос не упадет с головы вашей без воли Отца»(Мф.10:29).
 
Моя надежда в том, что Бог не играет с нами в кости!
 
Но тогда как нам Его понять? Почему уходят лучшие и всегда так не вовремя?
 
Хорошо, что мне неведомы эти ответы, кроме того, что известно каждому. Уйдём мы все, каждый в свое время, и для наших близких это почти наверняка будет не вовремя, а будет ли это вовремя для нас — во многом зависит от нас самих.
 
Год назад, когда Андрей рассказал публично о своей ремиссии, многие поверили в невозможное, обрели надежду. И как быть теперь? Когда надежда, казалось бы, посрамлена, как не утратить веру?
 
Опять же, скажу вещь очевидную — верой надо просто жить. У веры должны быть дела. Вера либо «действует любовью»(Гал.5:6), либо ее просто нет.
 
А как быть с надеждой, которая не постыжает? И всякая ли ли надежда не подводит?
 
«Не надейтесь на князи и сыны человеческие…»(Пс.145:3). Насколько правдивы эти слова царя Давида, хорошо известные каждому из нас .
 
Не постыжает надежда на Бога. Надежда на Его обетование. А что Он нам обещал?
 
Что мы не будем болеть? Или не умрем?
 
Он обещал нам то, что «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку»(1Кор.2:9). Он обещал нам жизнь будущего века. Вот наша надежда, вот что может преобразить нашу скорбь, в отличие от тех, у кого нет такого упования.

Моя надежда на то, что
 
«БОГ НЕ ЕСТЬ БОГ МЕРТВЫХ, НО ЖИВЫХ, ИБО У НЕГО ВСЕ ЖИВЫ»(Лк.20:38).
 
Я, вместе со всею Церковью:
 
«Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».

Надо сразу сказать, что это упование (надежда) означает совсем не то, как это слово употребляется в современном контексте. Сегодня мы говорим о надежде, когда мы в чем-то не уверены точно. Надеюсь, что наши хоккеисты станут чемпионами мира или болезнь пройдет стороной. Такая надежда, высокая она или низкая — на то, что может быть, но может и не случится. Греческое Ελπίς (Элпис) означает нечто совсем другое — твердую и ясную уверенность в том, что еще не произошло, но непременно случится. И в этом смысле надежда очень похожа на веру, которая по ап. Павлу есть «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»(Евр.11:1).
 
Надежда в обыденном своем значении часто нас обманывает, подводит и может даже довести до отчаяния. Мало что может так ранить человека, привести его в состояние агрессии или депрессии, как не оправдавшаяся надежда.
 
Ап. Павел же пишет:
 
«Надежда не постыжает» или, в переводе А.С. Десницкого, «не заставит нас краснеть»(Рим.5:5). Речь идет именно об Элпис, как чаянии будущего века.
 
Нас могут упрекнуть и упрекают:
 
Если вся ваша надежда на жизнь будущего века, то земное вам не интересно, вы к нему безразличны, а потому и современность все больше безразлична к вам.
 
Упрек этот понятен, но несправедлив, и не только потому, что Христос не говорил:
 
Ищите Царства Небесного и больше вам ничего не нужно.
 
Он говорил:
 
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам(Мф.6:33).
 
Но и потому, о чем писал Клайв Льюис:

«Постоянные размышления о вечности — не бегство от действительности (как считают некоторые наши современники), а одна из функций, которые призван осуществить христианин. Это не значит, что нам не следует беспокоиться о состоянии современного мира. Читая историю, вы видите, что именно христиане, внесшие неоценимый вклад в развитие нашего сегодняшнего мира, более других думали о мире грядущем. Сами апостолы, которые положили начало обращению к христианству Римской империи, великие люди, создавшие культуру средневековья, английские евангелисты, добившиеся уничтожения работорговли, — все они оставили след на земле именно потому, что ум их был занят мыслями о небе. И лишь по мере того как христиане все меньше думали о мире ином, слабело их влияние на положение вещей в этом мире. Цельтесь в небо — попадете и в землю; цельтесь в землю — не попадете никуда! Это правило кажется странным, но мы сталкиваемся с чем-то подобным и в других областях. Например, здоровье — великое благо, но как только вы делаете его объектом своих забот, вам начинает казаться, что оно у вас не в порядке. Думайте побольше о работе, развлечениях, свежем воздухе, вкусной пище — и вполне вероятно, что здоровье получите в придачу. И еще: если все наши мысли направлены на совершенствование нашей цивилизации, нам не спасти ее. Для этого надо научиться думать о чем-то ином и хотеть (в еще большей степени) этого иного».

Записываю эти мысли буквально на бегу. Сочельник. В храмах уже вовсю гремит:
 
Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите…
 
Христос с небес — выходите навстречу!
 
И в этом тоже моя надежда.
 
Как поет мой друг, поэт и музыкант Алексей Колодицкий:

Ночь. Замело следы в глазах беды.
 
Надежда на Твои 300 шагов и мой маленький шаг…

Источники: www.pravmir.ru