Паразительно

Паразительно
Внимание! Ограничения по возрасту на просмотр фильма: 18+

Корейский фильм стал лауреатом Оскара. Фильм очень необычный, я о нем уже писал, но может быть в свете награды кому-то будет интересно еще прочитать и посмотреть.

Паразиты (2019)
Реж.: Пон Чжун Хо

Я не очень люблю писать о фильмах, которые мне не понравились. Конечно, бывает, хотя и редко, что увиденное тебя просто возмущает, тогда другое дело — и пишется легко. А вот, когда, что называется, «не пошло», не тронуло, оставило в растерянности и недоумении, тогда делиться своими впечатлениями от увиденного тяжело. Именно эти чувства вызвал у меня фильм «Паразиты». И в который раз я убеждаюсь, как важно смотреть кино в хорошей компании и иметь возможность поделиться своими впечатлениями. Во многом именно совместное обсуждение этого фильма не позволило мне просто забыть его и пожалеть о потраченном времени. Выбор на этот фильм у нас пал в связи с тем, что он выиграл «Золотую Пальмовую Ветвь» на последнем Каннском кинофестивале и принес Корее первую награду такого уровня, хотя конкуренты у него были вполне сильные: Тарантино, Альмодовар, Джармуш, Малик. Последним аргументом, «за» была 20-минутная овация, которую устроила изысканная каннская публика этому корейскому произведению киноискусства.
 
Сюжет, как обычно, не пересказываю, но поделюсь несколькими соображениями, родившимися после просмотра и общего обсуждения. Бесспорно, фильм сделан очень качественно, профессионально. Крепкая режиссура, операторская работа и постпродакшн на высоте, замечательные актерские работы ведущих корейских мастеров и т. д. Все это, несомненно, очень важно, но мне еще очень важно понять, что мне хотят сказать и зачем. И вот с этим, у меня вышла проблема. Из этой картины можно «вытащить» смыслов хоть на 10 фильмов, даже жанр картины меняется на протяжении фильма не один раз. Начиная с социальной драмы, памфлета (неслучайно многие вспоминали, в связи с этой лентой, «Елену» Звягинцева), мы попадаем в сюрреалистическую комедию, в триллер, в фантасмагорический хоррор. И это, наверняка, я еще не все перечислил. Такой коктейль из жанров и смыслов оставляет ощущение полной бессмыслицы. Кто-то видит в фильме актуальную на все времена проблему бедных и богатых, так что вопрос о том, кто в фильме «паразит» остается открытым. Для кого-то важна тема ресентимента (чувство враждебности к тому, кого мы считаем причиной своих неудач, но которое мы не можем открыто выразить), которую в свое время Фридрих Ницше и Макс Шелер ввели в европейский дискурс. Буддийские мотивы, тема судьбы, кармы, своего места в этом мире, можно ли поменять свою судбьу и если можно, то от чего или от кого это зависит — все это есть в фильме. Есть и совсем банальная тем — «хочешь жить, умей вертеться». А может, это все своего рода психотерапия, изживание страха перед северной угрозой, которую нам, в отличие от южно-корейского зрителя толком и не понять.
 
Если бы это была импровизация на «тему», что-то вроде капустника, который придумывался бы на наших глазах, это было бы гениально, но перед нами большое кино, где все очень продумано и подогнано. Я уже упоминал очень качественный постпродакшн, то есть это не просто так вышло, а вышло так, как и задумывалось. И, мне кажется, понятно почему. Это новое кино, идущее в ногу со временем и даже немного впереди. Дело не в актуальности тем и проблем, не в актуальности содержания, а в актуальности формы, языка изложения.
 
Недавно я познакомился с новым для себя термином — метамодернизм. Метамодерн — это то, что приходит на смену постмодерну, но в отличие от него он не является особой философией или идеологией. По словам его создателей, это структура чувства. У метамодерна нет цели, он движется ради самого движения, пробует несмотря на неизбежный провал, бесконечно ищет истину, которую никогда не ожидает найти.
 
Основатели русскоязычного сайта о метамодерне Артемий Гусев и Мария Серова в интервью журналу «Stenograme» рассказали о новой парадигме так:

«Речь идёт о радикальной открытости, о всепринятии. И здесь открывается ещё один тонкий момент. Практика осцилляции (раскачивания) производит ощутимый побочный эффект — она даёт понимание того, что ты стационарно не связан ни с одним явлением, не отождествлен ни с чем. Путь индивидуальности — наблюдать эти раскачивания, но не делать своим пространством траекторию их колебания».

Как мне кажется, вот такое раскачивание между смыслами и жанрами гениально передано в фильме «Паразиты».
С еще одной важной чертой метамодерна я познакомился буквально вчера, посмотрев дискуссию Сергея Шнурова с Константином Малофеевым в программе «Русская мечта Сергея Шнурова» на канале Царьград. Само наличие такого разговора — уже есть что-то из области мета- (запредельного). Разговор, кстати, вышел вполне содержательным. В конце этой беседы шут и музыкант Шнур объясняет православному олигарху Малофееву, что такое метамодернизм: «Метамодернизм, или «новая искренность», это тонкая грань. Непонятно, иронизируете ли вы или всерьез, это игра или действительно трагедия, вы сумасшедший или притворяетесь…»
 
Интересно, что Шнуров считает себя человеком прошлого — постмодернистом, а вот, Малофеева настоящим метамодернистом. Согласитесь, в этом что-то есть.
 
И вот я думаю, что фильм «Паразиты» помогает обратить к самим себе этот главный, по сути, вопрос: кто я? Настоящий я или претворяюсь? Играю или всерьез? Может, и не зря ему дали главный приз Каннского кинофестиваля, а мы его посмотрели? Только бы найти ответ…

Публикация о. Вячеслава Перевезенцева
от 10 февраля 2020 года на www.facebook.com

 
Ввернутся в рубрику:
О Культуре »