№5. Дорога домой.

Дорога домой.
Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.

«Ты просишь дома, а я могу тебе дать только душу»
М.Цветаева.

В больнице я оказался ровно в тот день, когда должен был начаться мой отпуск и вместе со всей семьей мы собирались в Рим и Неаполь, в которых я ещё никогда не был…
 
13 июня мы должны были возвращаться из отпуска, впереди Троица и обычная жизнь.
 
Я очень люблю эти возвращения из отпуска. Новые впечатления, переживания, воспоминания… Но все же хочется домой, все это принести, упаковать, не сразу, но поделиться ….
 
Въезжаешь в Черноголовку, узнаешь… Все на месте…. Кресты, поворот на Макарово к храму, 23-й… и вот ты и дома…
 
Вчера, после выписки из Боткинской, Даша повезла меня именно этим путём, повезла к дому.
 
Я поймал себя на том, что это очень похоже на обычное возвращение из отпуска. Но, конечно, все было иначе.
 
Что именно?
 
Попытаюсь схватить это новое, и может быть, даже удастся передать это вам.
 
Образ дороги домой, возвращения домой, — фундаментальнейший и древнейший архетип нашей культуры. Мы вспоминаем Улисса и его возвращение, но, конечно, всё восходит к Евангелию.
 
Рефреном все эти дни, готовящие нас к празднику Пятидесятницы и Святого Духа, мы слышим таинственные и не понятные даже непосредственным слушателям, апостолам, слова ХРИСТА о пути.
 
И вот, сегодня за Литургией, опять это напоминание:
 
«Вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога. Я исшел от Отца и пришёл в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу»(Ин. 16.28).
 
Дорога становится путём, только если есть цель, иначе это блуждание или прогулка. И именно цель даёт смысл пути. Смысл — это то, что связует и связывает все в нашей жизни, собирая ее в нечто цельное и неповторимое. Смысл, как и сам человек, уникален, он твой и только твой. Потому нелепо искать ответы на вечные вопросы о смысле жизни кроме как в самом себе. И, вообще, человек призван не столько к вопрошанию: «зачем? почему? доколе?» — сколько к ответу. И в этом ответе снимаются вопросы.
Бездонная книга Иова — и об этом тоже.
 
Итак, куда же мы идём, возвращаясь домой, какова цель, в чем смысл?
 
Мы идём к себе, мы ищем себя.
 
Дом — это вместилище человеческой экзистенции, пристанище бытия, но подлинное бытие — всегда лично и другим быть не может, ибо «Аз есмь Сущий»(Исх.3:14).
Мне очень не близки разговоры о «месте силы», с его эзотерикой соединения неба и земли, особой информацией и т.д.
 
Место силы — это не столько топос, терра, но хронос, время. Это наше время, связанное с этим местом. Подлинное место силы всегда с неизбежностью очень лично и только в этом его сила.
 
Вчера, возвращаясь домой, узнавая привычные и любимые очертания дорогого места, я понял, что оно изменилось.
 
Нет, конечно, все на месте и Черноголовка по-прежнему прекрасна, но изменился я сам…
Это главное чудо моего «отпуска», моего путешествия — и как я благодарен Богу за это чудо!
 
И небольшие дополнения к этим размышлениям — надеюсь, вполне уместные.
Вы знаете, как я люблю кино и иногда пытаюсь писать что-то вроде рецензий, их много на нашем приходском сайте.
 
Есть такой популярный киножанр — «роуд муви». Это всегда про то, о чем я здесь сейчас пишу.
В больнице мне удалось посмотреть несколько фильмов, и интересно, что два из них были именно этого жанра.
 
Первое, что мне очень хотелось увидеть, оказавшись на больничной койке, это мой любимый «Солярис» Тарковского.
 
Лёжа в эту жару в палате, слыша гул вентилятора и видя за окном палаты просто глухую стену современного медицинского комплекса, я так ясно почувствовал, что я на орбитальной станции, я в полёте, это миссия… «Солярис», с его музыкой, с этими голосами любимых героев, просто окутал меня этой атмосферой тайны и пути.
 
А вот вчера посмотрел достаточно новый фильм Александра Ханта, который давно собирался посмотреть: «Как Витька Чеснок вёз Леху Штыря в дом инвалидов», с моим любимым Алексеем Серебряковым.
 
Фильм произвёл сильное, но очень тяжёлое впечатление, но так или иначе, он про то же, про дорогу к себе, — просто иногда она проходит совершенно в жутких условиях и неимоверно трудна.
 
Здесь ссылка на две мои рецензии в этом жанре. На голливудское «Шоу Трумена» и на «Белые ночи почтальона Тряпицына» Андрона Кончаловского.

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 13 июня 2019 года на www.facebook.com

 
Ввернутся в рубрику:
Дневник »