26 сентября 2021 года — Неделя перед Воздвижением

26 сентября 2021 года. Неделя 14-я по Пятидесятнице,
перед Воздвижением.
Проповедь протоиерея Андрея Федорова.
Храм Святителя и Чудотворца Николая (село Макарово).

 
Евангелие от Матфея
(глава 22 стихи 1 — 14)

  Церковнославянский   Синодальный
22:1 И от­вѣщавъ Иисусъ, паки рече имъ въ притчахъ, глаголя:   Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
22:2 уподобися цар­ст­вiе небесное человѣку царю, иже сотвори браки сыну сво­ему   Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего
22:3 и посла рабы своя при­­звати зван­ныя на браки: и не хотяху прiити.   и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.
22:4 Паки посла ины рабы, глаголя: рцыте зван­нымъ: се, обѣдъ мой уготовахъ, юнцы мо­и и упитан­ная исколена, и вся готова: прiидите на браки.   Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.
22:5 Они же небрегше от­идоша, овъ убо на село свое, овъ же на купли своя:   Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;
22:6 прочiи же емше рабовъ его, досадиша имъ и убиша ихъ.   прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.
22:7 И слышавъ царь той разгнѣвася, и пославъ воя своя, погуби убийцы оны и градъ ихъ зажже.   Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.
22:8 Тогда глагола рабомъ сво­имъ: бракъ убо готовъ есть, зван­нiи же не быша достойни:   Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;
22:9 идсте убо на исходища путiй, и елицѣхъ аще обрящете, при­­зовите на браки.   итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
22:10 И изшедше раби они на распутiя, собраша всѣхъ, елицѣхъ обрѣтоша, злыхъ же и добрыхъ: и исполнися бракъ воз­лежащихъ.   И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
22:11 Вшедъ же царь видѣти воз­лежащихъ, видѣ ту человѣка не оболчена во одѣянiе брачное,   Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
22:12 и глагола ему: друже, како в­шелъ еси сѣмо не имый одѣянiя брачна? Онъ же умолча.   и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
22:13 Тогда рече царь слугамъ: связав­ше ему руцѣ и нозѣ, воз­мите его и вверзите во тму кромѣшнюю: ту будетъ плачь и скрежетъ зубомъ:   Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;
22:14 мнози бо суть звани, мало же избран­ныхъ.   ибо много званых, а мало избранных.

 

Апостола Павла 2-е послание к коринфянам
(глава 1 стих 21 — глава 2 стих 4)

  Синодальный   Церковнославянский
1:21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,   Извѣ­ст­вуяй же насъ съ вами во Христа и помазавый насъ, Богъ,
1:22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.   иже и запечатлѣ насъ, и даде обрученiе Духа въ сердца наша.
1:23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,   Азъ же свидѣтеля Бога при­­зываю на мою душу, яко щадя васъ, ктому не прiидохъ въ коринѳъ,
1:24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.   не яко обладаемъ вѣрою ва­шею, но [яко] споспѣшницы есмы ва­шей радости: вѣрою бо сто­ите.
2:1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.   Судихъ же въ себѣ сiе, не паки скорбiю къ вамъ прiити.
2:2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?   Аще бо азъ скорбь творю вамъ, то кто есть веселяяй мя, точiю прiемляй скорбь от­ мене?
2:3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.   И писахъ вамъ сiе истое, да не при­­шедъ скорбь на скорбь прiиму, о нихже подоба­ше ми радоватися, надѣяся на вся вы, яко моя радость всѣхъ васъ есть.
2:4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.   От печали бо многiя и туги сердца написахъ вамъ многими слезами, не яко да оскорбитеся, но любовь да познаете, юже имамъ изобилно къ вамъ.

 

Евангелие от Иоанна
(глава 3 стихи 13-17)

  Церковнославянский   Синодальный
3:13 И никтоже взыде на небо, токмо сшедый съ небесе Сынъ человѣческiй, сый на небеси:   Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
3:14 и якоже Моисей воз­несе змiю въ пустыни, тако подобаетъ воз­нестися Сыну человѣческому,   И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
3:15 да всякъ вѣруяй въ онь не погибнетъ, но имать животъ вѣчный.   дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
3:16 Тако бо воз­люби Богъ мiръ, яко и Сына сво­его единороднаго далъ есть, да всякъ вѣруяй въ онь не погибнетъ, но имать животъ вѣчный.   Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
3:17 Не посла бо Богъ Сына сво­его въ мiръ, да судитъ мiрови, но да спасет­ся имъ мiръ.   Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

 

Апостола Павла послание к галатам
(глава 6 стихи 11 — 18)

  Синодальный   Церковнославянский
6:11 Видите, как много написал я вам своею рукою.   Видите, колицѣми книгами писахъ вамъ мо­ею рукою.
6:12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,   Елицы хотятъ хвалитися по плоти, сі́и нудятъ вы обрѣзатися, точiю да не креста ради Христова гоними будутъ:
6:13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.   ни бо обрѣза­ю­щiися сами законъ хранятъ, но хотятъ вамъ обрѣзоватися, да въ ва­шей плоти похвалят­ся:
6:14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.   мнѣ же да не будетъ хвалитися, токмо о крестѣ Господа на­шего Иисуса Христа, имже мнѣ мiръ распят­ся, и азъ мiру.
6:15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.   О Христѣ бо Иисусѣ ни обрѣзанiе что можетъ, ни необрѣзанiе, но нова тварь.
6:16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.   И елицы правиломъ симъ жител­ст­вуютъ, миръ на нихъ и милость, и на Израили Божiи.
6:17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.   Прочее, труды да никтоже ми даетъ: азъ бо язвы Господа Иисуса на тѣлѣ мо­емъ ношу.
6:18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.   Благодать Господа на­шего Иисуса Христа со духомъ вашимъ, братiе. Аминь.

 

Евангелие от Матфея
(глава 16 стихи 13-18)

  Церковнославянский   Синодальный
16:13 Пришедъ же Иисусъ во страны кесарі́и Филипповы, вопроша­ше ученики своя, глаголя: кого мя глаголютъ человѣцы быти, Сына человѣческаго?   Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
16:14 Они же рѣша: ови убо Иоан­на крестителя, ині́и же илiю, друзі́и же иеремі́ю или единаго от­ пророкъ.   Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
16:15 Глагола имъ [Иисусъ]: вы же кого мя глаголете быти?   Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
16:16 Отвѣщавъ же Симонъ петръ рече: ты еси Христосъ, Сынъ Бога живаго.   Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго.
16:17 И от­вѣщавъ Иисусъ рече ему: блаженъ еси, Симоне, варъ Иона, яко плоть и кровь не яви тебѣ, но Отецъ мой, иже на небесѣхъ:   Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
16:18 и азъ же тебѣ глаголю, яко ты еси петръ, и на семъ камени созижду церковь мою, и врата адова не одолѣютъ ей:   и Я говорю тебе: ты – Петр*, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; //*Камень.

 

Апостола Павла послание к евреям
(глава 3 стихи 1 — 4)

  Синодальный   Церковнославянский
3:1 Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа,   Тѣмже, братiе святая, званiя небеснаго при­­частницы, разумѣйте послан­ника и святителя исповѣданiя на­шего Иисуса Христа,
3:2 Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его.   вѣрна суща сотворшему его, якоже и Моисей во всемъ дому его.
3:3 Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его,   Множайшей бо славѣ сей паче Моисеа сподобися, елико множайшую честь имать паче дому сотворивый его:
3:4 ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог.   всякъ бо домъ созидает­ся от­ нѣко­его: а сотворивый всяческая Богъ.