(Пасхальное кино)
Внимание! Ограничения по возрасту на просмотр фильма: 16+
Вчера вечером мы посмотрели фильм Габриэля Акселя «Пир Бабетты» (1987). Как сказано про него – «Легендарный фильм о настоящих ценностях», завоевавший множество призов («Оскар» (1988, иностранный фильм), с целым созвездием актрис (Стефан Одран, Би Би Андерсон), любимый фильм папы Франциска.
Бывают фильмы настолько сложные, с таким количеством аллюзий, смыслов, тайн и загадок, что это тебя раздражает, понимаешь всю скудость своего культурного и интеллектуального багажа. Здесь, случай прямо противоположный. Смыслов, идей, тоже много, но почти все они лежат на поверхности, никто и не пытается их прятать. Все они так прозрачны, так очевидны, что это тоже, например меня, привело в раздражение сразу после окончание фильма. Хотелось, не скрою, какого-то фокуса, выверта, подвоха в конце, но все обошлось и пережив это минутное раздражение, я вполне смог ощутить буквально небесное обаяние от этого фильма и его героев.
А сегодня утром пришло напоминание, что исполняется 70 лет человеку, творчество которого неизменно притягивает мое внимание на протяжении последних лет. Я имею ввиду, Михаила Наумовича Эпштейна, философа, культуролога, писателя, публициста, человека не только глубочайшего ума, но и человека, владеющего тончайшим мастерством слова.
Бабетта, героиня фильма «Пир Бабетты» совершает то, что Михаил Наумович называет переходом от «золотого правила этики» (Делай другому то, что хотел бы, дабы делали тебе) к алмазному правилу этики (Делай то, что каждый должен был бы сделать на твоем месте, но чего никто не может сделать вместо тебя).
Бабетта, как омы узнаем в конце фильма, была в прошлой жизни гениальным кулинаром, оказавшись вынужденно далеко от своего родного Парижа, где служила шеф-поваром знаменитого «Английского кафе», не просто на чужбине, но среди людей совсем другой культуры, реформаторской Дании, с ее презрением к мирским радостям и удовольствиям. Бабетта, даже, без намека на ропот, многие годы служила приютившим ее сестрам, откликаясь на малейшие их просьбы. Уже одно это делало ее человеком не заурядным, даже на фоне сестер, дочерей пастора, которые были воплощением самой добродетели. Но не могла послужить им самым главным своим даром и вот, когда эта возможность чудесным образом появляется, она не раздумывает, а жертвует всем, чтобы сделать то, что никто не может сделать вместо нее.
Служить можно по-разному, но величайшая радость, когда мы в служении можем исполнить завет апостола Петра: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией»(1Пет.4:10). Пир Бабетты не только услаждает плоть, но меняет души, ибо все на этом пиру пронизано ее даром и ее любовью.
Наверное, у любителей психологических драм или глубокого интеллектуального кино этот фильм вызовет разочарование. Но те, кто способен просто почувствовать радость от встречи с неприкрытой добротой и красотой могут устроить для себя такой пир.
Почему-то, мне кажется, что тот пир, который приготовил для нас Господь будет очень похож на пир Бабетты, хотя вряд ли на нем будут жаренные перепела, «блины по-Демидовски» и «вдова Клико 1845 года».
Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду;
Богатые и бедные, ликуйте друг с другом;
Воздержные и нерадивые, почтите этот день;
Постившиеся и непостившиеся, веселитесь ныне.
Трапеза обильна, – насыщайтесь все;
Телец велик, – никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости.
Публикация о. Вячеслава Перевезенцева
от 21 апреля 2020 года на www.facebook.com