Кто мой ближний?

Милосердный самарянин, святитель Иоанн Златоуст
и слова гимназиста в немецком парламенте.

Кто мой ближний? — вопрошают Христа. И Его ответ нам кажется сегодня таким очевидным. Ближним может быть любой, не важно какого он племени или веры. И хотя это очень важная истина, но мне представляется смысл этой евангельской притчи намного глубже. Ближний это не то, что нам дано, это то, что нам задано. Мы становимся (или не становимся) ближними. И зависит это от наших поступков, которые по слову О.А. Седаковой: «Есть шаг по вертикали». Поступок всегда меняет нас, меняет внутри. И он может быть как шагом вверх, так и наоборот. И именно наши поступки созидают нас, делают людьми или нелюдьми. Все остальное просто фон, декорации нашей жизни.
 
Святитель Иоанн Златоуст обладал потрясающим авторитетом при жизни, его любил не только простой народ, но и собратья епископы, для многих он был и отцом родным и братом, т. е. ближним. Но вот, все изменилось. Императрица Евдоксия, которую святитель обвиняет в стремлении к роскоши и жадности, желает его смерти. Но добиться своего она может только получив поддержку епископов и она ее получает. Они делают свой выбор, совершают свой поступок, они превращают вчерашнего отца и брата в изгоя и врага.
 
А вот другая история, которая творится на наших глазах. Юноша, пусть выбирая не самые точные слова, говорит, что он увидел в реальных врагах, принесших на нашу землю столько боли и смерти, просто людей. Людей, которые оказавшись в плену, умирали от голода и болезней. Людей мимо, которых можно было пройти мимо или даже подтолкнуть их к неминуемой смерти. И этого поступка никто бы не осудил, так он понятен. Или протянуть им руку помощи, руку милосердия.
 
После каждого нашего поступка мир становится немножко другим, другими становимся и мы сами. Можно жить и творить мир в котором — и в ближнем будет видеться враг, а можно жить и творить мир, в котором — и враг будет становится ближним. Это очень разные миры. И все находится в наших руках. Какой мир хотел бы видеть Христос? Притча о милосердном самарянине ясно отвечает на этот вопрос. И неловкая речь гимназиста Коли из Нового Уренгоя в немецком парламенте, она тоже про это. И наша бурная реакция на его слова, тоже про это.
 
Здесь можно послушать проповедь, которую я выше кратко пересказал:

Неделя 25-я по Пятидесятнице.Неделя 25-я по Пятидесятнице.

Публикация о. Вячеслава Перевезенцева
от 28 ноября 2017 года на www.facebook.com

Вчера на мои слова о том, что «возможность увидеть в пленном и раненном враге — ближнего, которому должно оказать милосердие и делает нас людьми и учениками Христа» и о том, что в своих словах, может быть, не совсем ловко выраженных, гимназист из Нового Уренгоя Николай Десятниченко имел именно это ввиду, я получил следующий комментарий: «…по смыслу речь его вышла не столь милосердной, как обвинительной — мол, бедных и несчастных немцев замучили. Именно такой смысл придают речи мальчика уничижительные и презрительные слова и выражения, применённые им…» и совет посмотреть очень неплохой фельетон.
 
Фельетон Игоря Романовича прочитал. Мораль этого, и правда, забавного текста можно свести к знакомому пассажу: «Если мы действительно хотим быть частью цивилизованного мира, то нам нужно за это платить и каяться, каяться и платить».
 
Будучи христианином, я в принципе не вижу ничего страшного в покаянии, более того, я считаю, что эта способность не является пороком, как отдельного человека, так и нации в целом, а ровно наоборот. Странно и неуместно каяться в том, что ты не совершал, это правда. Уметь обнаруживать манипулятивные попытки, которые зачастую применяют там, где жертву пытаются превратить чуть ли не в агрессора или, по крайней мере, приписывают ей такую же ответственность («А нечего было ходить в такой короткой юбке и т.д.), необходимо. Информационная война, искажение истории и т. д., все это очень важные темы, но в любом случае, как мне кажется, это отдельный, очень важный и непростой разговор.
 
Дело в том, что выступления молодых людей в немецком парламенте были посвящены другой и тоже очень важной теме, которая еще так недавно, была так понятна многим из нас — «главное, чтобы не было войны!» Да, сегодня, это не очень популярная тема, а пацифизм, как антимилитаристкое мировоззрение, в определенных церковных кругах, а не только у о. Всеволода Чаплина, считается страшной ересью.
 
По мне, так это очень важная и актуальная именно христианская тема, особенно сегодня, когда совсем рядом идет настоящая война и мы в ней участвуем, а холодная война о которой, казалось бы, можно было еще вчера прочитать только на страницах учебника, возвращается в нашу жизнь все отчетливей и отчетливей.
 
Я думаю именно поэтому взрослые и их ученики приняли участие в этом совместном немецко-российским проекте. Хотя, конечно, видеть за этим проектом теорию заговора против России никто не может помешать. С теорией заговора вообще бороться бессмысленно и бесполезно, человек захваченный этой теорией, найдет компромат подтверждающий ее где угодно и у кого угодно.
 
Я предлагаю просто еще раз прочитать то, что было сказано нашими и немецкими школьниками в Бундестаге.
 
Николая Десятниченко, слова которого так взбудоражили страну, чрезвычайно огорчился от того, что «увидел могилы невинно погибших людей, среди которых многие хотели жить мирно и не желали воевать».
 
Согласен слово «невинные» здесь неуместно, а то, что многие из них не хотели воевать, я например запомнил еще из книг, так мною любимого именно в этом возрасте, Эриха Марии Ремарка. Тема вины, ответственности солдата, гражданина, народа за действия своего государства очень сложная тема и не такая однозначная, как может кому-то показаться. Например, Вермахт, на Нюрнбергском процессе не был признан преступной организацией, а над ЧК и НКВД такой процесс даже и не предполагался. Но если это слово опустить, а я бы на его месте так и сделал, то смысл его послания не меняется. Смысл этот предельно прост: «Отто фон Бисмарк сказал: «Всякий, кто заглянул в стекленеющие глаза солдата, умирающего на поле боя, хорошо подумает, прежде чем начать войну». Я искренне надеюсь, что на всей Земле восторжествует здравый смысл и мир больше никогда не увидит войн».
 
И другие наши молодые люди говорили там же именно об этом.
 
Валерия Агеева: «Альберт Швейцер сказал: «Солдатские могилы — лучшие проповедники мира». И действительно, очень важно отдавать долг памяти жертвам войны. Ее ужасы никогда не будут забыты, и только мы в состоянии построить светлый мир будущего, в котором войне не будет места».
 
Ирина Кокорина: «Я думаю, мы должны помнить о той страшной войне, чтобы не допустить новой».
 
И немецкие гимназисты, в рамках этого проекта, говорили о том же. Рафаэль Вайс: «Нам кажется совершенно необходимым помнить о Второй мировой войне — и прежде всего о ее жертвах. Если бы миллионы помнили об этих жертвах, если бы не прекращали думать о страданиях людей, война очень скоро перестала бы быть способом решения конфликтов. Война только бесконечно создает новые конфликты и влечет за собой непередаваемые страдания. Только памятью можно добиться примирения и мира».

Публикация о. Вячеслава Перевезенцева
от 29 ноября 2017 года на www.facebook.com