№98. Аверинцев. Быть христианином

Аверинцев.
Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.

Сегодня день рождения Сергея Сергеевича Аверинцева. Я был на его лекции всего один раз и даже не помню, о чем он говорил, но очень хорошо помню тишину переполненного зала и лица слушателей. Говорил он тихо и не очень внятно, но достаточно эмоционально. Совершалось что-то таинственное и очень значительное, нечто похожее было на встречах с митр. Антонием.
 
Для меня Аверинцев это прежде всего его книги, статьи, его мысль, а ведь он еще был и прекрасным поэтом. Это стихотворение, наверное, мое любимое у него:

Что нам делать, Раввуни, что нам делать?
Пять тысяч взалкавших в пустыне —
а у нас только две рыбы,
а у нас только пять хлебов?
 
Но Ты говоришь: довольно
 
Что нам делать в час посещенья,
где престол для Тебя, где пурпур?
Только ослица с осленком
да отроки, поющие славу.
 
Но Ты говоришь: довольно
 
Иерей, Иерей наш великий,
где же храм, где злато и ладан?
У нас только горница готова
и хлеб на столе, и чаша.
 
Но Ты говоришь: довольно
 
Что нам делать, Раввуни, что нам делать?
На Тебя выходят с мечами,
а у нас два меча, не боле,
и поспешное Петрово рвенье.
 
Но Ты говоришь: довольно
 
А у нас — маета, и морок,
и порывы, никнущие втуне,
и сознанье вины неключимой,
и лица, что стыд занавесил,
и немощь без меры, без предела.
Вот что мы приносим, и дарим,
и в Твои полагаем руки.
 
Но Ты говоришь: довольно

Сергей Аверинцев. ВстречаСергей Аверинцев. Встреча

Фильм о знаменитом учёном-филологе и христианском мыслителе Сергее Сергеевиче Аверинцеве. Благодаря его научным книгам и лекциям тысячи людей пришли к вере в позднесоветские годы.
Автор сценария: Марина Бандиленко. Режиссёр: Маргарита Куклина.
ТК «Сретение», 2015 год

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 10 декабря 2019 года на www.facebook.com

Быть христианином.
Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.

Из проповеди произнесенной Сергеем Сергеевичем Аверинцевым 20.06.1993 г.

«Сегодняшнее Евангельское чтение ясно показывает нам, что такое быть святым и что такое быть христианином. Мы знаем, что на земле есть разнообразные религии и есть старое, как мир, старое, как грех, и трудноискоренимое языческое благочестие. К чему сводится это благочестие? Язычник что-то знает, и он знает больше, чем безбожник. Он знает, что над ним есть нечто Высшее, и он правильно так думает. Но как он относится к этому Высшему? Он относится к нему так, как мы здесь, на земле, в особенности по нашей немощи, по нашей корысти, относимся к сильным, богатым, умным людям, которые умнее нас, сильнее нас, богаче нас. Значит, с ними надо быть в мире, с ними надо ладить, оказывать им почтение, надо быть с ними вежливыми — для того, чтобы и они нам в наших делах, в наших маленьких делах, в нашей корысти помогли, чтобы мы от них как от сильных мира сего могли ожидать к себе доброго отношения. Таково языческое благочестие.
 
Совсем другое, что не так легко принять нашему плотскому естеству, мы читаем в Евангелии от Матфея. Что слышат эти рыбаки, занятые своим делом, своими насущными нуждами, своим попечением о завтрашнем дне, — что они слышат от Господа? — «Иди за Мной». И они в тот же час оставляют свои сети, свой труд, в котором была вся их жизнь ещё вчера, ещё пять минут назад, и уходят — идут, не спрашивая ни о каких гарантиях. Они оставляют всё, чтобы идти за Христом, чтобы делать Божье дело, ибо Отец наш на Небесах, Отец, которому мы усыновлены через единородного Его Сына. Это не чужой отец, не чужой взрослый человек, которому мы, дети, должны вежливо поклониться, поздороваться с ним, а он нам за это сделает что-то приятное; и потом мы разойдемся. Нам предложено небывалое, не представимое нашему уму. Страшная и трудная для нас честь — быть детьми, быть сонаследниками. Нам Бог, который всё может сделать единым Своим всемогущим словом, даёт честь. ОН ПОЖЕЛАЛ, ЧТОБЫ ЕГО ДЕЛО НА ЗЕМЛЕ НЕ ДЕЛАЛОСЬ БЕЗ НАС, ЧТОБЫ МЫ НЕМОЩНЫЕ, МОГЛИ ЕМУ ПОМОЧЬ.
 
Язычник хотел, чтобы боги помогали ему в его войнах. Но в Ветхом Завете, в одном из древнейших текстов (который ученые, во многом сомневающиеся, единодушно признают за древнейший текст), в Песне Деворы, как по-русски принято говорить, в книге Судей, говорится о Господней войне. Девора стыдит тех людей, которые не пришли на помощь в Господней войне. Времена Деворы были далекие, когда людям, только ещё призванным к служению Богом, война представлялась как кровавая война, как кровопролитие. Наши войны — иные, они ещё страшнее: не против плоти и крови, как сказано у апостола Павла, а против бесовской власти. Но мы призваны как добровольцы. И Бог, который — я повторю это, — может быть, решит свою победу в одночасье без нас, не пожелал, чтобы это было без нас. Так он пожелал поднять нас.
 
Христианин — тот, кто откликается на эти слова: «Иди за Мной». Но святой — это тот, кто делает это с великодушием апостолов, немедленно в одночасье оставивших всё…»

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 10 декабря 2019 года на www.facebook.com

 
Ввернутся в рубрику:
Дневник »