№99. О богохульстве и чадородии

О богохульстве и чадородии
Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.

Сегодняшнее апостольское чтение дает нам повод поразмышлять над темами, которые широко обсуждаются, не только в церковной среде.
О богохульстве много говорили в связи с законом об оскорблении чувств верующих. Мне приходилось об этом писать (www.pravmir.ru), так, что я не буду возвращаться к этой, несомненно, важной теме.
 
Что такое «богохульство», как и «оскорбление религиозных чувств», понять не просто и точно на это можно посмотреть с очень разных точек зрения. Нам, христианам, интересна точка зрения священного писания. И сегодняшнее апостольское чтение дает возможность увидеть эту проблему с неожиданной стороны.

«Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать»(1 Тим.1:18-20).

Из этих слов апостола Павла следует, что некто, Именей и Александр, будучи христианами и имея веру, богохульствовали, за что были преданы сатане, т.е. отлучены от Церкви. Почему же они богохульствовали, пребывая в вере?
 
Потому что «отвергли добрую совесть», — пишет апостол.
 
Оказывается вера без совести, не то, что не спасает, а прямо ведет к погибели.
 
Что такое вера без доброй совести и как такое может быть? Здесь огромное поле для размышления и дискуссии.
 
Совесть есть голос Божий в человеке. В нашей душе звучит иной раз целый оркестр различных голосов, но только одна мелодия, как правило, от Бога, и именно ее помогает услышать нам совесть. И если это удается, мы обретаем сами себя, ибо по мысли Пауля Тиллиха, «совесть позволяет нам быть самим собой». Потому отвергая совесть, мы отвергаем и сами себя и Бога, хотя и можем думать, что мы в Него верим, и тогда нас ждет неминуемое кораблекрушение.
 
Вера без любви — бесовская вера: «и бесы веруют и трепещут»(Иак.2:19).
 
А вера без совести — богохульство, и потому призыв Виктора Франкла: «БУДЬ ГОСПОДИНОМ СВОЕЙ ВОЛИ И РАБОМ СВОЕЙ СОВЕСТИ», звучит как никогда актуально.
 
И в этом же сегодняшнем апостольском отрывке — знаменитое: «Жена спасется через чадородие»(1Тим.2:15). Кто-то видит в этих словах благословение, кто-то, проклятие (мол, все люди как люди, спасаются верой, а женщина — чадородием).
 
Давайте разберемся. Как и в других случаях, важен контекст этих слов.
 
Во-первых, апостол пишет предельно ясно, что «жена спасется через чадородие, ЕСЛИ пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием». Т.е. без веры и любви, чадородие не спасает. Почему же апостол здесь о нем вспоминает?
 
По мнению архим. Ианнуария (Ивлиева), ап. Павел, тем самым, снимает с женщин тяготу, связанную с эдемским наказанием.
 
«Умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей; и мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою»(Быт.3:16). Скорбь в беременности (чадородие) — напоминание о грехопадении.
 
Апостол же говорит, что если пребудешь «в вере и любви и в святости с целомудрием», то и несмотря на чадородие как следствие грехопадения, спасешься.
 
Непривычно? Особенно в свете серьезного наезда на Церковь со стороны государства в связи с демографической проблемой. Есть над чем думать, но трудно не согласиться, что как бы ни было прекрасно чадородие, пишу без малейшей иронии, Евангелие не про это.

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 11 декабря 2019 года на www.facebook.com