№81. Избирательное зрение

Избирательное зрение.
(О богаче и Лазаре)

Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.

О богаче и ЛазареВ истории про безымянного богача и нищего Лазаря, которую мы слышим сегодня за Литургией (Лк.16:19-31), я бы вот на что предложил обратить внимание. Да, это притча, но как и многие евангельские притчи, взята она прямо из жизни. Может быть, где-то на соседней улице жил этот богач, устраивавший роскошные пиры, а на пороге его дома просил подаяние нищий Лазарь. И богач этот скорее всего не был каким-то отъявленным злодеем, более того, его забота о братьях, пусть и после смерти, вполне может означать, что был он не плохим человеком. Да, богатым, но это считалось скорее плюсом в те времена (дурному человеку Бог, источник всякого богатства, не пошлет богатство). «За смирением следует страх Господень, и богатство, и почет, и жизнь», — сказано в Писании (Притч.22:4).
 
И сам этот богач, наверно, был всем доволен., внимательно следя за своим богатством, не отрывая от него глаз, полагая все свое упование на него. Все у него есть, не только земные блага в его полном распоряжении, но, и как он был уверен, и благая загробная участь ему обеспечена. Лучшее место на лоне Авраамовом у него в кармане, как это, наверняка, было с местом в храме или синагоге.
 
Но вот он умер. Умер и Лазарь. И там все оказалось несколько иначе, чем это представлялось при жизни. Даже не просто иначе, а прямо наоборот.
 
Видно, богач был еще и не глуп. Он сразу все понял. Понял, как он был слеп. Как то, что так пленяло его взор — богатство — оказалось обманом, пустышкой, миражом, а то, что было по-настоящему важно, он просто не замечал. Неужели он не знал, что как бы в Писании не благословлялось богатство, было там не раз сказано о том, как оно обманчиво.
 
«Кто полагается на свое богатство — падет»(Притч.11:28); человек, надеющийся на богатство свое, а не на Божию силу, потеряет и жилище, и корень на земле живых(Пс.52:7). Поэтому благоразумен тот, кто ищет не богатство, но — доброе имя(Притч.22:1).
 
И эти и многие другие слова знал богач, а мы знаем еще больше, и каких слов! Знал, но не верил, и потому, когда слышит слова Авраама:

У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
Говорит:
Нет, отче Аврааме, не послушают их, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

Но мы-то знаем, как знает и Авраам, что не поможет и это. Почему?
 
Потому что слыша, не слышим и видя, не видим.
 
Потому что исполняется над нами, над ними пророческое слово Исайи:

«Слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите»(Ис.6:9).

Так и богач не увидел, прошел, и сколько раз, мимо… мимо чего? Мимо брата своего и, как оказалось, мимо своего спасения.
 
«Видевший брата своего, видел Бога своего», — так гласит древнее присловье. Этот наш брат, а значит и наш Бог, может нас ждать в очень разных местах и в очень неожиданных обстоятельствах. Иногда, подобно Лазарю, встречая нас каждый день.
 
Сколько раз за свою жизнь он проходил мимо этого нищего, иногда он бросал ему какие-то крохи со своего стола, но он никогда его не видел, ни разу не заглянул ему в лицо и не знал его имени, но это имя было известно Богу и Его ангелам и оно дошло до нас, а имя богача кануло в лету.
 
«Господи, когда мы видели Тебя… и не послужили Тебе?»(Мф.25:44).
 
Мы обязательно получим ответ на этот вопрос, но будет уже… поздно.
 
Почему он его не видел? Почему мы так слепы?
 
Так устроено наше зрение, оно избирательно. Мы видим то, в чем крайне заинтересованы и не замечаем того, в чем не имеем нужды или того, чего боимся, что нам неприятно и т.д.
Как ни странно, зрение, как, впрочем и слух, во многом зависит от того, что психологи называют установкой. «Красота в глазах смотрящего».
 
Один из важных навыков духовной жизни, жизни по Евангелию, состоит в том, чтобы учиться видеть, видеть за всей мишурой мира сего, за всеми масками и личинами, лицо брата своего, а значит и вечный лик Бога своего.
 
Видеть сегодня, ведь завтра может быть поздно.

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 3 ноября 2019 года на www.facebook.com

 
Ввернутся в рубрику:
Дневник »