№62. Святой ХХ века.

Святой ХХ века.
Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.

Святой — это тот, за кем, по слову Григория Сковороды, «мир бегал, бегал, но не поймал», и потому святой как бы не принадлежит своему времени, он, подобно Спасителю, «не от мира сего», и все же спасение его, как и каждого из нас, совершается в мире сем и в определенное время. И потому, я думаю, как бы ни были наши святые похожи друг на друга, отличаются они и их подвиг зачастую именно теми обстоятельствами, той жизненной и исторической ситуацией, в которых им приходилось совершать свое спасение. И, наверно, с очень большой долей условности, можно было бы сказать, что для каждого времени есть свой святой. Я думаю, у каждого из нас они могут быть свои, многое зависит от того, как мы понимаем это время и как понимаем суть подвига того или иного святого.
 
Вот для меня, если так можно говорить, святой XIII века на Руси — блгв. кн. Александр Невский, с его упованием на Правду Божию, а не на силу мира сего, а XIV в., конечно, — преп. Сергий с его молитвой к Пресвятой Троице, «дабы побеждался страх ненавистной розни мира сего», век XV — преп. Нил Сорский, с его попыткой защитить хотя бы иноков от духа мира сего, а век XVI — свят. Филипп, мужественно «пророку Илии и Предтече Господню во обличении царя беззаконнаго уподобивыйся». XVIII век — это для меня свят. Тихон Задонский, а XIX — преп. Амвросий Оптинский, ибо это время все более разрастающейся пропасти между обществом и Церковью, культурой и святостью, разрывом, который не мог не кончиться катастрофой и для Церкви и для общества, и именно с ними, хотя и понятно, что не только с ними, связаны были попытки этот разрыв преодолеть. А век ХХ? Кого из наших святых можно было бы назвать его олицетворением?
 
Думаю, будут правы те, кто вспомнит кого-то из новомучеников и исповедников Церкви Русской. ХХ век для нашей Церкви — это воистину было Пасхальное время, Пасхи Крестной и Пасхи Воскресной. Время поругания, избиения, страданий, отчаяния, надежды, веры и победы…
 
Но важно не только пройти через все это, пережить это, но и осмыслить этот опыт. И вот, как ни странно, но мне кажется, это осмысление мы встречаем у святого, который внешне был избавлен этого опыта исповедничества и мученичества. Я имею ввиду преп. Силуана Афонского, 80 лет со дня кончины которого сегодня отмечает Церковь.
 
Преп. Силуан был насельником Русского Пантелеймонова монастыря на св.г. Афон еще с конца XIX века и таким образом избежал непосредственного участия в страшных гонениях на веру христианскую, начавшихся на его родине после 17-го года. Но, как говорил старец: «монах — молитвенник за весь мир… Господь Иисус Христос, Сын Божий, дает монаху любовь Святого Духа, и от этой любви сердце монаха всегда печально о народе, потому что не все спасаются. Сам Господь до того был печален о народе, что предал Себя на крестную смерть. И Божия Матерь ту же печаль о людях носила в сердце Своем…». Известны также его слова: «Молиться за людей — это кровь проливать…».
 
Кто-то скажет: но разве можно сравнивать реальные гонения, издевательства, пытки, смерть — с молитвой, даже и той, о которой говорит преп. Силуан? Нельзя, а главное, и не надо. Нам не надо, потому что, чтобы сравнивать, надо хоть немного быть приобщенным к одному или другому опыту, чем мы похвастаться не можем.
 
Нам остается только поверить (или не верить) святым, что это так. И молитвенник может быть уподоблен мученику.
 
Но, главное, как мне кажется, в жизни преп. Силуана Афонского, что роднит его с новомучениками и исповедниками, — это даже не этот опыт молитвы, до крови, а опыт богооставленности, до отчаяния.

Он долго молился с неудержимым плачем: «Помилуй меня», но, казалось, Бог не слышит его. Через много месяцев такой молитвы силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: «Ты неумолим!». И когда с этими словами в изнемогшей душе Силуана что-то надорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа. После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная.

Именно из этого опыта и рождаются может быть самые известные слова старца:

«Держи ум твой во аде и не отчаивайся».

Ад — это не категория «загробного мира». Ад, как и Царство Божие, «внутри вас есть»(Лк.17:20-21).
 
Как же не отчаяться, если ты уже в аду? Как не утратить надежду?
 
И преп. Силуан и наши новые мученики помогают найти ответ. Надо искать Христа, даже в аду! И неважно, ад ли это нашей души, где какие только звери не водятся, или ад, который в буквальном смысле устраивают нам наши братья, пытаясь загнать нас в «светлое будущее» железной рукой.
 
«Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и духом, вся исполняяй, Неописанный»(Кондак Пасхи).
 
«Вся исполняяй», и Небо, и землю, и преисподнюю… «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь»(Мф.28:20).
 
«Куда я пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Аще взыду на небо — Ты тамо еси, аще сниду во ад — тамо еси…»(Пс.138:7-8).
 
Все это знали христиане и до ХХ века, но вот такого опыта ада, в таком количестве, пожалуй, не было. Вот почему так важен нам сегодня преп. Силуан и его «не отчаивайся». И может быть, не случайно его кончина (сентябрь 1938 г.), а значит и молитва до крови, совпала с окончанием Большого террора, самых страшных на сегодняшний день гонений на Церковь.
 
ХХ век уникален еще и тем, что люди, даже живя рядом друг с другом, порою жили как бы в разных мирах. «Сатана просил вас сеять как пшеницу…»(Лк.22:31): не эти ли слова обрели свой страшный смысл именно в веке ХХ? Стадо рассеялось, и вряд ли, например, Сергей Довлатов знал, кто такой преп. Силуан и даже о новых христианских мучениках, и опыт у него был совсем иной, но выразил он его очень сходным образом с афонским старцем: «Истинное мужество состоит в том, чтобы любить жизнь, зная о ней всю правду». Можно сказать, что и брата своего, да что там брата, и себя самого любить (а ведь это Божия заповедь), зная всю правду, без подлинного мужества невозможно. А если правду не знаешь, про себя ли, про жизнь ли, то и ничего не знаешь…
 
Но знать правду о себе, такую нелицеприятную, — это не просто со смирением ее принять; это важно, но этого мало. Это знание должно подвигать нас к тому, чтобы становиться другими, подвигать нас к Другой Правде.
 
Преподобный об этом говорил так:

«Живет только тот, кто переделывает себя; без этого любая жизнь всего лишь — самораспад».

«Единственный смысл жизни заключен в необходимом усилии, которое требуется, чтобы перебороть себя духовно и измениться, стать кем-то другим, иным, нежели кем ты оказался после рождения…» Это уже слова из дневника Андрея Тарковского. Он, как и многие его современники, далеко ушел от Христа и Его Церкви, но всю жизнь Его искал. И я уверен, что этот поиск сопровождался молитвой преп. Силуана, ему особенно близки были те, кто ищет Бога…
 
«Господь любит всех людей, но кто ищет Его, того больше любит. «Любящие Мя — люблю, — говорит Господь, — и ищущие Мя обрящут благодать»(Притч.8:17). А с нею хорошо жить, весело душе, и душа говорит: «Господь МОЙ, я — раб ТВОЙ».
 
И последнее. Когда-то А.И. Солженицын, отвечая на вопрос о причинах великих сотрясений, постигших Россию, говорил: «Люди забыли Бога, оттого и всё».
 
С этим невозможно не согласиться, но вот преп. Силаун сказал бы несколько иначе:

«Это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы, потому что Господь не только простит, но и радуется зело обращению грешника…
 
Если бы люди познали любовь Господа к нам, то совершенно предались бы Его святой воле, и жили бы тогда покойные в Боге, как царские дети. Царь обо всем заботится: и о царстве, и о семье, и о сыне, и о детях, а сын спокойно живет во дворце; ему все служат, а он наслаждается всем без забот…»

Именно в веке ХХ замечено и сколько про это уже сказано, что многие наши беды от нехватки любви. Нас недолюбили наши родители, мы недолюбили своих детей, они… Не хватает любви и потому мы так тревожны, завистливы, агрессивны, жестоки…, и мы ее ищем, требуем, ждем или уже не надеемся… А она рядом…

«О, если бы люди познали любовь Господа!»

Преподобный отче Силуане, моли Бога о нас!

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 23 сентября 2019 года на www.facebook.com

 
Ввернутся в рубрику:
Дневник »