№61. Воскресенье перед Воздвижением

Воскресенье перед Воздвижением
(О любви Божией, Евангелии и прп. Силуане Афонском)

Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.
 
«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий
верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»
(Ин.3:16).

Эти слова написаны у нас на алтарной апсиде и это не случайно, потому что когда встал передо мной вопрос, что нужно написать в алтаре, в этом священном месте, где на престоле совершается главное таинство Церкви — Евхаристия, я долго не думал, мне сразу пришли на ум эти строки из Евангелия от Иоанна, которые мы слышали за сегодняшней Литургией. Это не потому что они как-то особенно близки именно мне. Я уверен, что в этих словах изложена вся суть Евангелия, если мы будем помнить, что Евангелие — Радостная весть, это то, что принес нам Господь, во что Он призывает нас веровать и нести эту весть в мир.
 
Весть. О чем она? О том, что должно случиться или о том, что уже произошло?
 
Конечно, о том, что уже произошло.
 
О том, что Бог есть любовь, Он любит Свое творение и не желает его погибели. И Он знает, как спасти мир, и потому посылает в мир Сына Своего — Спасителя. И всякий верующий в Него не погибнет, но будет иметь жизнь вечную.
 
Это весть о спасении, вот почему Господь называет ее благой или радостной вестью.
 
И если бы нам с вами понадобилось очень кратко и очень точно донести содержание нашей веры, мы могли бы сказать эти слова о любви Бога!
 
Я думаю, что когда мы это осознаем, многое меняется в нашей вере и жизни, но к сожалению, я думаю, что не только маловоцерковленные наши братья, но и люди церковные не очень это понимают.
 
То есть, конечно мы это знаем, но знание знанию рознь…
 
Скоро, 24 сентября, будет память замечательного и горячо нами любимого святого — прп. Силуана Афрнского, в его учении есть очень дерзновенные слова — критерием того, что мы причастны Духу Святому, есть заповедь Божия о любви к врагам. Преп. Силуан говорил, что тот, кто не стремится к этой любви, не прикоснулся к ней, то и не имеет Духа в себе.

«Невозможно душе иметь мир, если не будем всеми силами просить у Господа — любить всех людей. Господь знал, что если врагов не будем любить, то мира в душе не будет, и потому дал нам заповедь: «Любите врагов ваших». Если не будем любить врагов, то лишь по временам душа будет как бы спокойна, но если мы любим врагов, то мир в душе пребывает день и ночь».

О любви к врагам и хранении мира:
20 наставлений прп. Силуана Афонского
Православие.Ru

И он много говорит о том, что эта любовь — не просто некое расположение сердца, не следствие абстрактного гуманизма, который может и неплох, а следствие именно этого опыта Евангелия, переживания любви Божией, переживание того, как ему открылся Бог во Христе. И это познание Бога не может уже оставить человека прежним. Если ты познаешь Бога, которого любишь, ты не можешь не стремиться походить на Него.
 
В книге архим. Софрония о старце Силуане есть такой рассказ. Отец Софроний вспоминает разговор Старца с неким отшельником:

«Помним его беседу с одним монахом-пустынником, который говорил:
 
Бог накажет всех безбожников. Будут они гореть в вечном огне.
 
Очевидно, ему доставляло удовлетворение, что они будут наказаны вечным огнем. На это Старец Силуан с видимым душевным волнением сказал:
 
А что поделаешь, сами виноваты, говорит тот.
 
Тогда старец со скорбным лицом ответил:
 
Любовь не может этого понести… Нужно молиться за всех.»

Труд митрополита Каллиста (Уэра)
«Внутреннее Царство», Раздел 12.
Православная энциклопедия Азбука веры

Еще раз, эта молитва за всех, о которой говорит преподобный Силуан, не является чем-то сентиментальным или утопическим. Напротив, она основана на опыте Богопознания.
 
Преп. Силан молился непрестанно, и одним из постоянных мотивов его молитв за весь мир была просьба о том, чтобы люди познали любовь Божию.

«Господь нас так много любит, что мы сами не можем так любить…» «И если бы люди Духом Святым познали, каков наш Господь, то все бы изменилось: богатые презрели бы свои богатства, ученые — свои науки, а правители — свою славу и власть, и все бы смирились, и жили бы в земном мире и любви, и на земле была бы великая радость».

Все хотят счастья, но люди несчастны, потому что не знают Бога или знают Его не полно, искаженно.
 
«Так возлюбил Бог мир…» — это и есть главное наше знание, другое дело, что знание, как я уже сказал, бывает разное.
 
Это знание может быть лишь сухой информацией и тогда от него мало пользы. И только тогда, когда знание станет по-настоящему нашим опытом, имеющим отношение и к сознанию, и к переживанию, тогда оно может нас изменить.
 
И потому нет важней вопроса для нас, чем вопрос, как познать Бога. Как встретиться с Его любовью?
 
На этот вопрос, по крайней мере у меня, нет готовых ответов. Очевидно, что от нас требуется очень большое усилие, желание, стремление к этому познанию.
 
Подобно тому, что человек никогда не сможет по-настоящему понять, что такое солнце и его свет и тепло, хотя и может прочесть на эту тему множество книг, но если сам он находится в подвале, сидит в этой тьме,
то сколько бы умных книг он не прочитал о солнечном свете, он, по большому счету, ничего о нем не знает. Ему нужно выйти из подвала на солнечный свет, и может быть, это очень непросто, хотя бы потому, что он привык к своему подвалу. Да, там не очень светло и сыро, но это его мир, а идти нужно туда, где он еще не бывал, и что там его ждет?
 
Это непростой путь. И еще одна особенность такого познания: такое познание возможно, только если мы не только узнаем что-то новое о Том, Кого познаем, но и если в результате мы изменяемся сами.

Если Бог есть любовь, то познать Его мы можем, только если и в нас живет любовь.
 
Если Бог есть дух, то только тогда, когда и мы причастны духу, мы можем Его познать.
 
Если Бог есть истина, то только взалкав ее, мы можем Его познать.
 
Только изменившись, став сами другими, мы можем познать Другого.

И это есть задача духовной жизни. Так измениться, чтобы наше сердце могло вместить Бога или хотя бы Его почувствовать.
 
Налицо парадокс: то, к чему мы должны стремиться, чего достигать — любви Божией — это же является и основанием и источником нашего стремления.
 
Это главный парадокс веры, которая, по слову апостола, «есть уверенность в невидимом и осуществление ожидаемого»(Евр.11:1).


Проповедь записана 25 сентября 2016 года.

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 22 сентября 2019 года на www.facebook.com

Ввернутся в рубрику: Дневник »
 
«
»