№28. Власть имеющий

Власть имеющий.
Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.

Вчера, впервые за все время после начала болезни, почувствовал смущение совести. Написав про взгляды людей, приютивших нас здесь, про их видение того, как протекают исторические процессы, что и кто на них влияет, кто за них отвечает, чем отличается жизнь здесь в Европе от жизни в России и т.д.
 
Смущение мое было вызвано тем, что своим пониманием их взглядов я поделился публично, как бы, за их спиной, да еще и дав им однозначную негативную оценку.
 
Я не вижу ничего страшного в том, что мы можем иметь разные представления или взгляды по разным вопросам. Это не просто допустимо и терпимо, это нормально, особенно, если это касается не главного в нашей жизни. Слова, приписываемые блаж. Августину, и которые я не раз слышал от о. Александра Меня, всегда мне были очень дороги:
 
«В главном — единство; в спорном — свобода; во всем — любовь».
 
То, что область наших разногласий относится именно к спорному, мне понятно. Хотя и стоит за этими взглядами, как мне кажется, все же то, что соединяет нас с главным, но это отдельный разговор.
 
А вот любви мне не хватило, той, которая «не превозносится, не ищет своего, не раздражается, все покрывает(1Кор.13:4-7).
 
И чуть раньше апостол пишет:
 
«Знание надмевает, а любовь назидает»(1Кор.8:1).
 
Я убежден, что знание мое по этим вопросам более согласуется как с реальностью, фактами, так и с основаниями нашей веры, — но назидания в том, как я этим знанием поделился, вряд ли было…
 
Стоит ли на эти темы вообще разговаривать?
 
Убежден — стоит, может, и не всегда и не со всеми, но формы таких дискуссий надо искать, и один из критериев для меня лично, — это спокойная совесть после разговора.
 
Сегодня — память моей любимой иконы Богородицы — Владимирской, да еще и в связи со стоянием на Угре, месте для меня совершенно особом и очень дорогом (Никола-Ленивец).
 
В Евангелии дня сегодня мы слышим притчу о доме, построенном на камне и на песке, (Мф.7:24-28), которой завершается нагорная проповедь.

«Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
 
А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
 
И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи».
(Мф.7:24-29)

И опять Евангелие обращает нас к простой истине, что как бы ни было важно, что человек думает, какие у него убеждения (а это очень важно), главное — что он делает, как поступает. Измениться мы можем только через поступки, дела, вытекающие из наших убеждений и слов; сами слова бессильны.
 
В нашем мире, и особенно в нашей среде, христианской, — много слов, у нас прекрасные убеждения, но не так много дел.
 
Все мы, конечно, помним эти слова апостола Иакова (Послание Иакова. Глава 2:14-26):

«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
 
Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?
 
Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
 
Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
 
Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
 
Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?…
 
Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва».

«УЧИЛ, КАК ВЛАСТЬ ИМЕЮЩИЙ»

О какой власти здесь идет речь?
 
Власть силы, господства, могущества…?
 
Нет, мы знаем, что хотя и была у Христа такая власть, «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени (Филип. 2.6-9).
 
Власть Христова, как и Его Царство, — не от мира сего, это власть даже не мудрости и благочестия, на которую претендовали книжники и фарисеи, — это власть Любви.
 
Подобно тому, как ребенок чувствует материнскую власть, не потому, что мама взрослей, умней, сильней, мало ли вокруг взрослых, умных, сильных…А потому, что чувствует любовь, потому, что знает: если надо, мать ничего не пожалеет для своего дитя, все отдаст, если надо и самую жизнь свою.
 
А любовь Божия, по слову пророка Исайи, — даже больше любви материнской:

«Забудет ли женщина младенца своего,
Не пожалеет ли сына чрева своего?
Но если бы и она забыла,
то Я не забуду тебя».
«На руках будут носить вас
и на коленях ласкать;
как утешает кого матерь его,
так утешу Я вас,
и во Иерусалиме будете вы утешены».

И еще о власти, и, может быть, с очень неожиданной стороны. Читаю сейчас «Очерки современной философии» Мамардашвили, и там он, рассуждая о «воли к власти» в философии Ницше, пишет, что для него воля к власти — «это любой акт, посредством которого человеческое существо отталкивается от самого себя…» (по Ницше, всякое человеческое существо должно превзойти себя и является человеческим только в той мере, в какой оно стремится к сверхчеловеческому).
 
Для самого Мамардашвили очень важна эта мысль: «мы естественным образом рождаемся не человеками вовсе, а кусками мяса… нужно второе рождение, чтобы был человек, рождение не от родителей, а от чего-то другого».
 
Власть и есть эта способность и усилие превзойти себя.
 
Христос говорил как власть имеющий, потому что люди слышали не только то, что Он говорит, но и Того, Кто это говорит и это было совсем не похоже на книжников и фарисеев, ибо «видевший Меня видел Отца»(Ин.14:6), как скажет на Тайной вечере апостолу Филиппу Иисус. В начале Его проповеди эта Тайна Его личности еще была сокрыта, но люди «чистые сердцем и нищие духом» не могли этого не чувствовать.
 
И это же призыв к преодолению себя («отвернись себя») к своим ученикам, которых Он призывает следовать за Собой.
 
«Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?(Ин.10:31; пс.81:6)
 
Вот, призвание человека, ни больше ни меньше!
 
«Как Бог стал человеком, так и человек должен стать Богом» (святитель Афанасий Великий).
 
И эту власть — преодолеть человеческое и стать богом — Христос имел, будучи Богочеловеком и принес ее всем, кто жаждал жаждет этого второго рождения.

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 6 июля 2019 года на www.facebook.com

 
Ввернутся в рубрику:
Дневник »