Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.
Вчера, впервые за все время после начала болезни, почувствовал смущение совести. Написав про взгляды людей, приютивших нас здесь, про их видение того, как протекают исторические процессы, что и кто на них влияет, кто за них отвечает, чем отличается жизнь здесь в Европе от жизни в России и т.д.
Смущение мое было вызвано тем, что своим пониманием их взглядов я поделился публично, как бы, за их спиной, да еще и дав им однозначную негативную оценку.
Я не вижу ничего страшного в том, что мы можем иметь разные представления или взгляды по разным вопросам. Это не просто допустимо и терпимо, это нормально, особенно, если это касается не главного в нашей жизни. Слова, приписываемые блаж. Августину, и которые я не раз слышал от о. Александра Меня, всегда мне были очень дороги:
«В главном – единство; в спорном – свобода; во всем – любовь».
То, что область наших разногласий относится именно к спорному, мне понятно. Хотя и стоит за этими взглядами, как мне кажется, все же то, что соединяет нас с главным, но это отдельный разговор.
А вот любви мне не хватило, той, которая «не превозносится, не ищет своего, не раздражается, все покрывает(1Кор.13:4-7).
И чуть раньше апостол пишет:
«Знание надмевает, а любовь назидает»(1Кор.8:1).
Я убежден, что знание мое по этим вопросам более согласуется как с реальностью, фактами, так и с основаниями нашей веры, – но назидания в том, как я этим знанием поделился, вряд ли было…
Стоит ли на эти темы вообще разговаривать?
Убежден – стоит, может, и не всегда и не со всеми, но формы таких дискуссий надо искать, и один из критериев для меня лично, – это спокойная совесть после разговора.
Сегодня – память моей любимой иконы Богородицы – Владимирской, да еще и в связи со стоянием на Угре, месте для меня совершенно особом и очень дорогом (Никола-Ленивец).
В Евангелии дня сегодня мы слышим притчу о доме, построенном на камне и на песке, (Мф.7:24-28), которой завершается нагорная проповедь.
«Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи».(Мф.7:24-29)
И опять Евангелие обращает нас к простой истине, что как бы ни было важно, что человек думает, какие у него убеждения (а это очень важно), главное – что он делает, как поступает. Измениться мы можем только через поступки, дела, вытекающие из наших убеждений и слов; сами слова бессильны.
В нашем мире, и особенно в нашей среде, христианской, – много слов, у нас прекрасные убеждения, но не так много дел.
Все мы, конечно, помним эти слова апостола Иакова (Послание Иакова. Глава 2:14-26):
«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?
Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?…
Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва».
О какой власти здесь идет речь?
Власть силы, господства, могущества…?
Нет, мы знаем, что хотя и была у Христа такая власть, «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени (Филип. 2.6-9).
Власть Христова, как и Его Царство, – не от мира сего, это власть даже не мудрости и благочестия, на которую претендовали книжники и фарисеи, – это власть Любви.
Подобно тому, как ребенок чувствует материнскую власть, не потому, что мама взрослей, умней, сильней, мало ли вокруг взрослых, умных, сильных…А потому, что чувствует любовь, потому, что знает: если надо, мать ничего не пожалеет для своего дитя, все отдаст, если надо и самую жизнь свою.
А любовь Божия, по слову пророка Исайи, – даже больше любви материнской:
Не пожалеет ли сына чрева своего?
Но если бы и она забыла,
то Я не забуду тебя».
«На руках будут носить вас
и на коленях ласкать;
как утешает кого матерь его,
так утешу Я вас,
и во Иерусалиме будете вы утешены».
И еще о власти, и, может быть, с очень неожиданной стороны. Читаю сейчас «Очерки современной философии» Мамардашвили, и там он, рассуждая о «воли к власти» в философии Ницше, пишет, что для него воля к власти – «это любой акт, посредством которого человеческое существо отталкивается от самого себя…» (по Ницше, всякое человеческое существо должно превзойти себя и является человеческим только в той мере, в какой оно стремится к сверхчеловеческому).
Для самого Мамардашвили очень важна эта мысль: «мы естественным образом рождаемся не человеками вовсе, а кусками мяса… нужно второе рождение, чтобы был человек, рождение не от родителей, а от чего-то другого».
Власть и есть эта способность и усилие превзойти себя.
Христос говорил как власть имеющий, потому что люди слышали не только то, что Он говорит, но и Того, Кто это говорит и это было совсем не похоже на книжников и фарисеев, ибо «видевший Меня видел Отца»(Ин.14:6), как скажет на Тайной вечере апостолу Филиппу Иисус. В начале Его проповеди эта Тайна Его личности еще была сокрыта, но люди «чистые сердцем и нищие духом» не могли этого не чувствовать.
И это же призыв к преодолению себя («отвернись себя») к своим ученикам, которых Он призывает следовать за Собой.
«Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?(Ин.10:31; пс.81:6)
Вот, призвание человека, ни больше ни меньше!
«Как Бог стал человеком, так и человек должен стать Богом» (святитель Афанасий Великий).
И эту власть – преодолеть человеческое и стать богом – Христос имел, будучи Богочеловеком и принес ее всем, кто жаждал жаждет этого второго рождения.
Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 6 июля 2019 года на www.facebook.com