№133. Не стоит город без праведника.

Не стоит город без праведника.
Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.

АвраламСегодня в храме во время вечерни читается одна из самых волнительных историй Ветхого Завета — Торг Авраама с Богом (Быт.18:20-33)
Текст этот своего рода притча или икона, каждая деталь который имеет глубочайший смысл, но я не буду вдаваться в детали, а скажу о главном.
Библия есть откровение о Боге и о Его путях спасения мира.
Мы знаем, что «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих»(Прем.1:13). Эти слова мы находим в неканонической книге Ветхого Завета, написанной во времена максимально приближенные к Евангельским. Иудеи считали эту книгу апокрифом, т.е. не имеющей серьезного авторитета, чего не скажешь о первой книгиТоры и потому так важен для нас именно этот текст, открывающий нам истину о милосердии Божием. Много позже пророк Иезекииль скажет:

«Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был»(Иез.33:11). Но, впервые, эта важная истина открывается именно здесь.

Бог вступает в диалог с Авраамом именно потому, что ему дорог человек, даже отвернувшийся от него. Во времена Ноя этого не происходит, там Бог спасет праведника и его семью, остальные гибнут. Здесь мы видим, что Авраам просит не за праведников, а за грешников, он хочет спасти весь город, и Бог слушает его.
Десять человек, по иудейским законам, минимальное количество людей, которые могут составить общину, такой общины праведников в Содоме и Гоморре не нашлось, но путь спасения приоткрывается — человечество не изменится и праведников всегда будет мало, но в конце времен будет явлен ПРАВЕДНИК, Которым спасется весь город.
В том библейском рассказе меня еще очень занимает тема спора с Богом? Можно ли спорить с Творцом? Не является ли это безумием или, хотя бы, нечестием?
Конечно, спор спору рознь, и Иов, как бы его не сравнивали с Иваном Карамазовым, совсем на него не похож.
Страдания Иова, это страдания богооставленности. Ничего, так страстно не хотел Иов, как быть рядом со своим Богом:

«О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его! Я изложил бы пред Ним дело мое и уста мои наполнил бы оправданиями; узнал бы слова, какими Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне»(Иов.23:3)

У Ивана задача ровно противоположная, он бежит от Бога, не переставая с Ним спорить.
Вспомнился один маленький рассказ Влада Ривлина, который так и называется «Спор с Богом». Там полицейские привозят к врачу человека, который достал уже всю округу, лишая всех покоя:

— Дело в том, -голос полицейского сделался вкрадчивым,-что он… спорит с Богом!
— С кем? — недоверчиво переспросил полицейского врач.
— Да-да, вы не ослышались-он спорит с Богом!
— С самим Богом? — недоверчиво усмехнулся доктор,-И о чем же он спорит с Богом?
— Мы и сами понять не можем, но соседи утверждают, что он постоянно орет: ты меня все равно не переделаешь! Я останусь таким, как есть!

Согласитесь, интересная тема для спора — может ли человек измениться?
Уверен, ответы могут быть разными. Одно, точно бесспорно, дело это очень трудное, хотя придумать для человека дела более важное, еще труднее.

«Если душа существует, неверно было бы думать, что она дается нам уже сотворенной. Она творится на земле, в течение всей жизни. Сама жизнь — не что иное, как эти долгие и мучительные роды. Когда сотворение души, которым человек обязан себе и страданию, завершается, приходит смерть.» — Альбер Камю

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 2 апреля 2020 года на www.facebook.com