№132. Не спите. Думайте.

Не спите. Думайте.
Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.

О чем вы думаете? О чем я только не думаю, например о том, что не все, что порою приходит в мою голову, я могу назвать мыслью. Дело не в том, что это какие-то низкие, обыденные или банальные мысли и потому, они не могут называться, таким возвышенным словом — мысль. Дело в том, что это не совсем мои мысли, не я их автор, они просто, оказались в моей голове проходя мимо. Оказались потому что в этой голове было свободное место, а природа не терпит пустоты.
Бороться с пустотой сложно, но очень важно, и единственный инструмент на этом пути — понуждение себя к мысли. Это, когда мы стараемся родить мысль сами. Собственно, это «сами» является просто необходимым, хотя и не достаточным условием для мысли. Как говорил великий мыслитель Мераб Мамардашвили:

«Есть две вещи, которые всегда только личные: это смерть (умираешь только ты сам, за тебя никто не умирает) и — вторая вещь — понимание; понимать можно тоже только самому, акт понимания — абсолютно личный».

Чтобы родилось желание мыслить, необходимо оказаться в ситуации беспокойства, смятения, тревоги (чем не описание сегодняшнего момента).
Известно, что счастье обнуляет мотивацию. Счастье — это когда мои желания абсолютно совпадают с моей реальностью и потому я, уже, больше ничего не хочу. Может быть поэтому поэт сказал, совсем не с укором, как многие думают, а с надеждой:

— На свете счастья нет…

Может быть поэтому, великие мысли, как и великие стихи рождаются, когда есть покой и воля, а не из счастья? Впрочем, я давно понял, что «покой и воля», это и есть подлинное счастье. И то и другое, по большому счету зависит только от нас. Нам никто не может подарить наш покой и нашу волю. Даже, Господь этого дать не может. Он говорит: придите и возьмите(Мф.11:28).
Но, и никто не может их отнять у нас.
Но, вернемся к мысли. Я начал сегодня писать эту заметку прочитав слова пророка Исайи, которые сегодня должны читаться за нашим богослужением (Ис.40:18-31):

«Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?
… Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый».

Мы привыкли искать в Писании ответы на свои вопросы, но не менее важны вопросы перед которыми оно нас ставит.
Атеисты упрекают нас, что мы сотворили Бога по своему подобию. («Человек сотворил Бога лучше, чем Бог человека» (Ян Черный). Упрекают не без основания. Мы просто обречены на то, чтобы «творить» своего Бога, ибо «Его не видел никто, никогда»(Ин.1:18)…, если бы любимый ученик Господа, поставил в этом месте точку, то мы, христиане, мало чем отличались бы от язычников, но там запятая, а дальше сказано:

«Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил».

Вопрос пророка, точнее Самого Бога, обращенный к нам сегодня через пророка Иеша’яху (Спасение, посланное Богом) остается:

— КОМУ УПОДОБИТЕ ВЫ БОГА?

Стоит ли говорить, какие разные мы можем получить ответы, даже от людей одной религиозной традиции и что,эти ответы могут сказать о нашей вере не меньше, чем любой катехизис.
Эти наши ответы могут меняться, это нормально. Это не Бог меняется, а наши слова и мысли о Нем. Мы можем сомневаться в своем ответе. Ведь, это сомнение не в Боге, а в наших словах и мыслях Нем. Это сомнение, не просто нормально, но желанно. «Мысль не совпадает со своим описанием» (Мамардашвили) и потому ап. Иоанн Богослов говорит:

«дети! храните себя от идолов. Аминь»(1Ин.5:20)

Идолом может легко стать не только каменный или деревянный истукан, но и наше слово, мысль, представление, если мы все это поставим на место Бога.
Мыслить трудно, мыслить опасно, но перестать мыслить, намного страшнее.

«Сон разума рождает чудовищ»
«Сон разума рождает чудовищ»

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 30 марта 2020 года на www.facebook.com

 
Ввернутся в рубрику:
Дневник »