№122. Молитва прп. Ефрема Сирина.

Молитва прп. Ефрема Сирина.
Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.
 
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
 
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
 
И падшего крепит неведомою силой…

 

Проповедь записана 4 марта 2020 года.
hram-chg.ru/propoved-2020-03-05-i-04/
 
(Мое слово в среду 1-й седмицы Великого Поста после Вечернего богослужения).

Собственно, это не проповедь, а беседа, жанр, который мне намного ближе.
На видео очень темно и ничего не видно, но смотреть тут не на что, а вот, послушать имеет смысл))
 
Почему эта молитва читается только в дни Великого поста?
Анафора свят. Василия Великого…
Как обновить свою молитву Великим постом?
Любая молитва начинается с призывания имени.
ГОСПОДИ и ВЛАДЫКО ЖИВОТА МОЕГО
«Владыко дней моих»
(Пушкин)
 
«Нельзя служить двум господам»(Мф.6:24Мф.6:24), но и не служить не получится, «ибо, кто кем побежден, тот тому и раб»(2Пет.2:192Пет.2:19).
 
Комы мы служим? Кто наш подлинный владыко и господин? Кем или чем мы побеждены? Где наше сокровище, а значит и сердце наше(Мф.6:19Мф.6:19).
 
Вот, вопросы, мимо которых нельзя пройти в эти дни Великого поста и молитва прп. Ефрема напоминает нам впервую очередь об этом.
 
Как предстоять перед Владыкой своих дней?
 
О страхе Божием или трепетном благоговении…

«Я боюсь волка или носорога, но я, когда вижу птиц в саду, тоже боюсь, но боюсь спугнуть их громким голосом или резкими движениями. Кто-то боится маму, потому что она может выпороть, а кто-то другой боится свою маму огорчить или расстроить. Вот где кроется разница между чисто человеческим страхом перед чем-то страшным и тем страхом Божьим, который есть для нас всех сокровище драгоценнейшее» (Свящ. Георгий Чистяков).

Отказ от дурного, греховного предполагает, что на это место должно придти что-то доброе. Например, христиане ранней церкви не просто постом воздерживались от пищи, но освободившиеся таким образом деньги тратили на пищу для неимущих и обездоленных.
ПРАЗДНОСТЬ — не просто безделье, это мб и дела, но праздные (пустые), т.е. такие от которых нет пользы никому, кроме нас самих. Если трудимся, даже, в «поте лица» только для себя — это праздный, пустой труд, а мы по слову Христа, тогда «безумцы»(Лк.12:16-21Лк.12:16-21). И если трудимся только для своих (семья), это лишь немного меняет ситуацию, просто наше «я» несколько расширяется.
 
УНЫНИЕ
Если избежим праздности, то и не впадем в уныние, которое, как правило, есть следствие пустоты и бессмысленности, т.е. праздности нашей жизни. Не случайно поэт говорит о «духе праздности унылом».
 
ЛЮБОНАЧАЛИЕ — не только любовь к начальству, но и наша любовь начальствовать, властвовать, командовать.
Этот грех опасен еще и тем, что, это «змея сокрытая». Он невидим, для тех, кто им пленен. Более того, часто выдает себя за добродетель. Ведь без начальствования и власти жизнь не возможна. Но власть власти рознь и потому говорит Христос своим ученикам:
«А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится»(Мф.23:8-12Мф.23:8-12).
 
ПРАЗДНОСЛОВИЕ
«Бог есть Слово»(Ин.1:1Ин.1:1) и человек есть «животное словесное» потому что он несет в себе образ Бога. Слово есть величайшая святыня, но и очень опасная. Словом можно воскресить, а можно убить, словом можно поддержать, а можно оттолкнуть, через слово можно встретиться с Богом или своим братом, а можно соединиться с дьяволом.
Праздно(пусто)словие — это небрежное отношение к слову. Празднослов похож на то самое животное, перед которым Господь запрещает метать жемчуг (Мф.7:6Мф.7:6)

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 05 марта 2020 года на www.facebook.com

Молитва прп. Ефрема Сирина.
(Вторая беседа после окончания чтения Великого покаянного канона)

В духовной жизни легче бывает от чего-то отказаться (праздности, уныния…), чем чему-то научиться (целомудрие, смиренномудрие…). Не делать всегда проще, чем делать. Неделание зависит только от нас, а делание зависит еще от Божиих даров, которые мы можем взрастить, но сами дары не от нас, а от Бога (см. Притчи о талантах (Мф.25:14-30Мф.25:14-30), о Сеятеле (Мф.13:3-23Мф.13:3-23; Мк.4:3-20Мк.4:3-20; Лк.8:5-15Лк.8:5-15))
 
ЦЕЛОМУДРИЕ — внутренняя чистота, противоположная похоти. И в этом смысле, целомудрие близко кротости, как не желанию обладать, не желанию пользоваться кем-либо исключительно для себе. Целомудренному понятно, «что блаженнее отдавать, чем принимать»(Деян.20:35Деян.20:35)
 
Целомудренный — это то, кто обладает цельным (не поврежденным) умом, способным отличать добро от зла, белое от черного… способность смотреть на все с точки зрения Вечности, а не сиюминутной выгоды.
 
СМИРЕННОМУДРИЕ — видение истинного своего масштаба, а значит это быть скромным. Большого человека трудно не задеть, а малого, наоборот, трудно.
 
ТЕРПЕНИЕ — не только стойкость и постоянство, но «ожидание с надеждой». Тот терпелив, кто понимает ради чего он терпит и, тогда, «если есть у человека «зачем» жить, он может вынести любое «как»» (Ницше).
 
ЛЮБОВЬ — это Альфа и Омега. Без любви все ничто, все превращается в тлен.


Проповедь записана 5 марта 2020 года.
hram-chg.ru/propoved-2020-03-05-i-04/

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 06 марта 2020 года на www.facebook.com