№119. Пророк или онтология совести.

Пророк или онтология совести
Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.

Сегодня в храме будут звучать слова пророка Исайи (Ис. 6.1-12)

«…сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами,- и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.
Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.
И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.
И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите.
Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их»
.

Этот текст, может быть один из немногих библейских текстов, который, если повезет с учителем, можно услышать еще на школьной скамье. Пушкинский «Пророк» и по сей день входит в школьную программу. Наверно и я, будучи школьником учил наизусть:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился…

И отвечал на уроке что-то вроде этого:

«Пророк в стихотворении символизирует поэта в реальной жизни. Настоящий поэт не должен посвящать свое искусство низменным потребностям. Его удел – нести людям свет и стремление к познанию…»

К Пушкину, после школы, я вернулся достаточно скоро и все благодаря Достоевскому, уж очень меня занимало, какую же великую тайну, поэт унес собой?
 
Новый интерес к тому, кого друг Федора Михайловича назвал «наше все» ( Аполлон Григорьев) было связано у меня со знакомством с Валентином Семеновичем Непомнящим. На излете 90-х мне посчастливилось несколько раз привозить его с лекциями в Черноголовку. Лекции были блестящими, зал Большой Гостиной Дома Ученых переполнен. А ведь были еще и разговоры в машине по дороге в ЧГ и обратно. С этих лекций Валентина Семеновича начались религиозно-философские вечера, которые мы устраивали в Черноголовке приглашая к нам в гости разных и очень интересных людей, которые одновременно принадлежали и миру науки и культуры и миру Церкви. Тогда же Валентин Семенович посоветовал мне пригласить свою коллегу по ИМЛИ Татьяну Александровну Касаткину, которая стала нашим частым гостем, а главное другом.
 
О «Пророке» Непомнящий писал много, и эти тексты стоит читать и перечитывать, ибо они не столько о литературе, сколько о самом главном — о Боге и человеке.

«…В последней строке стихотворения «Пророк» — «Глаголом жги сердца людей» — речь идет о пробуждении в людях совести. В произведениях Пушкина художественно уловлена онтология совести. Совесть есть способность человека сознавать себя человеком — венцом, центром и целью Творения. Это — чувство богосыновства, сознание себя образом и подобием Божьим, притом сознание не спесиво-дурацкое, а глубокое, трепетное, налагающее сыновнюю ответственность за свое поведение и помыслы и потому связанное с понятием греха. Такое сыновство включает чувство Отчего Дома как космическое — в древнем и буквальном смысле слова «космос»: устроенность, порядок, осмысленность и красота. Грех есть нарушение порядка, разрушение Дома.
 
Человек, влачившийся в «пустыне мрачной», существовал в плоском эмпирическом мире, совершал путь по горизонтали жизни наличной, текущей, преходящей — «утомительной» и «однозвучной».
Встреча с шестикрылым серафимом дала ему Дом — большое бытие: на горизонтали восставилась вертикаль — не только физическая («неба содроганье» — «гад морских подводный ход»), но и метафизическая («горний ангелов полет» — «дольней лозы прозябанье»). Человек оказался на пересечении, в центре открывшейся вселенской сферы, ойкоса,- и увидел, что все это — для него, что Дом этот — Отчий. Иначе — зачем посылать ангела к ничтожной твари, взывать к ней: «Исполнись волею Моей» — и велеть глаголом жечь сердца… других ничтожных тварей?
Творение осмысляется теперь в связи с человеком — единственным во вселенной существом, обладающим совестью — чувством Дома…»

 
(из книги «В.С. Непомнящий «Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы»)


Иннокентий Михайлович Смоктуновский читает
стихи Александра Сергеевича Пушкина в фильме «Вновь я посетил…»
(Творческое объединение «Экран» 1982 год)

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 12 марта 2020 года на www.facebook.com

Ввернутся в рубрику: Дневник »
 
«