№110. Бог сочетал, человек, да, не разлучает

Бог сочетал, человек, да, не разлучает
Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.
Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Евангелие дня:

«Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?
Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?
Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.
Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.
В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.
Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.
Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
В доме ученики Его опять спросили Его о том же.
Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует»
(Мк.10:2-12)

Развод. Причин у этой беды, которая не смотря на все революции (социальные, сексуальные) не перестает еще нами ощущаться, хотя все слабее и слабее, как трагедия, легион, но если говорить о христианском браке, то их, по мысли митр. Антония Сурожского, можно свести к трем:

1. Инфантильность вступающих в брак. Браки совершаются между людьми не зрелыми, «людьми, которые воображают, что та радость, которая между ними существует, когда они встречаются, когда они общаются, когда они вместе что-то делают, будет продолжаться без конца и что ее не надо ни защищать, ни возделывать».
 
2. Любовь — наука, а точнее искусство, которому нас не учат и мы все, как правило, крайне не опытны в любви, особенно люди молодые, мы не умеем любить. «Вторая причина в том, что порой любовь, которая вначале казалась настоящей, оказывается более поверхностной, чем мы ожидали, и обстоятельства жизни бывают настолько тяжелые, что эти неожиданные обстоятельства крушат то единство, которое могло бы устоять при очень большой, очень крепкой любви».
 
3. Третья причина, по мнению митр. Антония, связана с тем, Спаситель называет «нашим жестокосердием». Этот упрек Спасителя обращен не только к современникам Христа, но и к нам. Разве, сегодня мы стали более свободны от этой сердечной жестокости? Наша сердечная жестокость, сердечная черствость способна убить любовь и тем самым ранить, м.б. смертельно, сам брак. Мы признаем эту смерть, как признаем смерть в физическом мире. Развод и есть печальная констатация этого ужаса.
 
«На самом деле мы знаем, как бесчувственно, как узко, как холодно бывает человеческое сердце и как легко, когда человек думает, что он другого любит, вдруг ему охладеть из-за того, что любимый человек чем-нибудь оказался (как ему кажется) недостойным этой любви или ранил его в области, которая для него уж слишком болезненна и дорога. Вот поэтому мы, принимая в учет, что человеческое сердце бывает жесткое, неустойчивое, считаем развод возможным, хотя это величайшая трагедия жизни. Больше того: мы это принимаем на себя, потому что ответственны за развод не только муж и жена — ответственна за развод вся Церковь. Ведь мы венчаем без разбора всякого человека, который придет и может доказать, что он крещен. Разве это основание? Разве речь идет о том, чтобы два человека соединились «по праву»? Нет, христианский брак должен быть иконой взаимного отношения Христа с Церковью, то есть совершенной отдачей одного другому, готовностью всей жизнью и всей смертью любить человека, забыть себя до конца ради любимого человека, и это редко встречается. На самом деле большая часть тех, кто приходит венчаться, ищут радости взаимной встречи, но и не думают о крестоношении. Поэтому, когда они сталкиваются с трудностями во взаимоотношениях, оказывается, что они не готовы к этим трудностям совместной жизни, — и они расходятся. Пока мы будем венчать формальных «христиан», людей незрелых, у нас будут продолжаться разводы».

Наивно было бы думать, что катехизация или евангелизация тех, кто обращается в Церковь за венчанием решит все проблемы и разводы, если не исчезнут, то хотя бы уменьшатся в православной среде. Но, если этого не делать, то точно станет только хуже. По крайней мере, это то, что мы можем делать. Мы, как христианское сообщество, ибо первые две причины (тотальная инфантильность и трудность искусства любви) имеют общечеловеческие основания.
 
А как же — социальная неустроенность, квартирный вопрос, родственники, друзья, привычки и т.д.? Это все и, многое другое, из того самого легиона. Для каждой конкретной пары будет что-то свое и очень существенное, но это будет скорее не столько причиной, сколько триггерами, которые запускают процесс, коренящийся в том на, что указал владыка Антоний.
 
Если супруги будут жить подлинной верой во Христа, если они будут свободными и ответственными (т.е. полноценно взрослыми) и будут постигать искусство любви, не только как нового эмоционального потрясения, но, как нового способа бытия, когда центр, этого самого бытия смещается от меня любимого к тому кого я люблю и происходит περιχώρησις (взаимный обмен жизнью. Это, когда одного бьют, а больно другому или лучше, когда радость другого, становится твоей радостью). Вот, тогда никакой легион трудностей и искушений не подтолкнет нас к трагедии, ибо основание нашего дома будет на камне, а не на песке.

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 21 январь 2020 года на www.facebook.com

 
Ввернутся в рубрику:
Дневник »