Рождество Христово

№104. Андрей Тарковский

Андрей Тарковский
Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.

33 года назад, 29 декабря 1986 г. В Париже от рака легких умер великий русский режиссер Андрей Арсеньевич Тарковский. Осенью 1984 года он начинает работу над своим последним фильмом «Жертвоприношение» (съёмки пройдут весной следующего года). В декабре будет поставлен диагноз и в январе 1985 начнется лечение.
 
А в июле 1984 г., сразу после знаменитой конференции в Милане, на которой он сообщает о том, что остается на Западе, Тарковский читает в Лондоне лекцию об «Апокалипсисе». Андрей Арсеньевич в этой своей беседе говорит о том, чтó он пытался показать в двух своих последних фильмах — «Ностальгии» и «Жертвоприношении».
 
Человечество, мир находятся в кризисе. Вот как он понимал этот кризис:

«Мы живем в ошибочном мире. Человек рожден свободным и бесстрашным. Но история наша заключается в желании спрятаться и защититься от природы. Мы общаемся не потому, что нам нравится общаться, не для того, чтобы получать наслаждение от общения, а чтобы не было так страшно. Если наши отношения строятся на таком принципе, то цивилизация наша идет ошибочным путем. Вся технология, весь «технический прогресс», который сопровождает историю, по существу, создает протезы: он удлиняет наши руки, обостряет зрение, позволяет нам передвигаться очень быстро. И это имеет принципиальное значение. Да, сейчас мы передвигаемся в несколько раз быстрее, чем в прошлом веке, но мы не стали от этого счастливее. Наша личность, наша душа вступила в конфликт с обществом. Мы не развиваемся гармонично, наше духовное развитие настолько отстало, что мы уже являемся жертвами лавинного процесса технологического роста. Мы не можем вынырнуть из этого потока, даже если бы и хотели. В результате, когда у человечества появилась потребность в новой энергии, когда оно открыло эту энергию, то нравственно оно оказалось не готово, чтобы использовать ее во благо. Мы как дикари, которые не знают, что делать с электронным микроскопом. Может быть, им забивать гвозди, разрушать стены? Во всяком случае, становится ясно, что мы рабы этой системы, этой машины, ход которой остановить уже не возможно».

Однако Андрей Арсеньевич говорит не просто о том, что все плохо, ужасно; для него «Апокалипсис, или Откровение» — понятие библейское, относящееся к христианской культуре. Откровение, то, что способно нас пробудить, призвать к какому-то действию. Для Тарковского Апокалипсис — это не констатация ужаса и катастрофы, а призыв к ответственности и обязанностям.
 
Тарковский ставит закономерный вопрос: «что я должен делать, если я прочел «Откровение»? Совершенно ясно, что я уже не могу быть прежним; и не просто потому, что изменился, а потому, что мне было сказано: зная то, что я узнал, я обязан измениться».
 
Звучит очень важная для позднего творчества Тарковского тема изменений, поступка, который должен изменить мир, мир, который погибает. Причем, нужно менять не что-то вокруг себя, а именно самого себя. Помните, с чего начинается фильм «Жертвоприношение»? — С самого начала, когда идут титры, — нам показывают неоконченную картину Леонардо Да Винчи «Приношение волхвов». Эта картина присутствует на протяжении всего фильма. Почему? Тарковский считал, что приношение даров, которое совершают волхвы, есть некий тупик, потому что они приходят к Богу и приносят Ему в жертву что-то, что у них есть, а Богу нужно принести самого себя. В жертву должен быть принесен сам человек. Он сам должен измениться, а не что-то или кто-то еще. Это было очень важное личное откровение Тарковского: нужно, чтобы человек был готов на жертвы.
 
Вера — это любовь, но Тарковский говорит, что вера — это жертва. Здесь нет никакого противоречия, потому что любви не может быть без жертвы, но и жертва без любви — это не та жертва, которую хочется принести Богу.
 
Я желаю всем еще раз обратиться к последним фильмам Андрея Тарковского, особенно к фильму «Жертвоприношение». В нем показан, казалось бы, абсурдный поступок главного героя, но поступок должен быть совершен, потому что, если останутся только слова, даже самые правильные, самые замечательные слова, то ничего не изменится. Мир спасти можно только поступком, и этот поступок должен быть жертвенным, это должна быть жертва, в которой человек меняется сам.

«Жертвоприношение — это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву» (А. Тарковский»).

Для нас, христиан, важно то, что спасти нас может только Господь. Тарковский же настаивал, что спасение зависит исключительно от самого человека. Хотя он много говорил про веру, про Бога, но считал, что эти силы находятся внутри человека и что если человек встанет на путь жертвенного служения, то тогда мир изменится.
 
Александр: «Мы совсем заблудились. Человечество идет не тем путем, путем очень опасным… Человек всегда защищался. Он постоянно насиловал Природу. А результат этого – цивилизация, основанная на насилии, власти, страхе и зависти. И весь этот, так называемый, технический прогресс служил только одному – получению всевозможных удобств, «стандартов», а также инструментов насилия для удержания власти… Каждое достижение прогресса, науки мы немедленно превращаем во что-то недоброе. А что до уровня жизни, один умный человек как-то сказал: «грех не есть нечто необходимое». Если это действительно так, то вся наша цивилизация, от начала до конца, зиждется на грехе. Возникла ужасающая дисгармония, дисбаланс между материальным развитием и духовным. Что-то не так в нашей культуре, вернее, в цивилизации. Что-то в корне неправильно… Господи, как я устал от всей этой болтовни – слова, слова, слова… Если бы нашелся хоть кто-нибудь, кто вместо болтовни сделал что-то реальное!»

С днем святителя Николая — доброго пастыря и апостола доброты!


Тарковский. Жертвоприношение. Отрывок

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 29 декабря 2019 года на www.facebook.com

Ввернутся в рубрику: Дневник »
 
«