Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.
Из сегодняшнего евангельского чтения.
«Все живы»: поверить в это легко, и не только потому, что трудно не поверить. Ведь тогда придется считать Иисуса обманщиком или фантазером; ведь если обещания Его пусты, Он или намеренно лжет или наивно заблуждается.
И все же я бы сказал, что это Божие обетование для нас, христиан, не столько предмет веры, а предмет нашего упования, нашей надежды. Не случайно в символе нашей веры, каждый член которого начинается с «Верую…», последний начинается с «Чаю (προσδοκία)…»
«Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Надо сразу сказать, что это упование (надежда) означает совсем не то, как это слово употребляется в современном контексте. Сегодня мы говорим о надежде, когда мы в чем-то не уверены точно. Надеюсь, завтра, наконец-то, выпадет снег. Греческое Ελπίς (“Элпис”) означает твердую и ясную уверенность в том, что еще не произошло, но непременно случится. И в этом смысле надежда очень похожа на веру, которая, по ап. Павлу, есть «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»(Евр.11:1); можно сказать, что надежда есть важная часть веры, просто в вере есть еще доверие и верность, которые относятся больше к любви, чем надежде. Вера имеет отношение скорее к тому, что мы делаем, «она действует любовью»(Гал.5:6), а надежда ближе к состоянию, но именно из этого состояния мы способны верить и никак иначе.
Надежда в обыденном своем значении часто нас обманывает, подводит и может даже довести до отчаяния. Мало что может так ранить человека, привести его в состояние агрессии или депрессии, как неоправдавшаяся надежда.
Ап. Павел же пишет:
«Надежда не постыжает» или, как в переводе А.С. Десницкого, «не заставит нас краснеть»(Рим.5:5): речь идет именно об “Элпис”, как чаянии будущего века.
Нас могут упрекнуть и упрекают:
– Если вся ваша надежда на жизнь будущего века, то земное вам не интересно, вы к нему безразличны, а потому и современность все больше безразлична к вам.
Упрек этот понятен, но несправедлив, и не только потому, что Христос не говорил: ищите Царства Небесного и больше вам ничего не нужно. Он говорил:
– Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам(Мф.6:33)
Но и потому, о чем писал Клайв Льюис:
«Постоянные размышления о вечности – не бегство от действительности (как считают некоторые наши современники), а одна из функций, которые призван осуществить христианин. Это не значит, что нам не следует беспокоиться о состоянии современного мира. Читая историю, вы видите, что именно христиане, внесшие неоценимый вклад в развитие нашего сегодняшнего мира, более других думали о мире грядущем. Сами апостолы, которые положили начало обращению к христианству Римской империи, великие люди, создавшие культуру средневековья, английские евангелисты, добившиеся уничтожения работорговли, – все они оставили след на земле именно потому, что ум их был занят мыслями о небе. И лишь по мере того как христиане все меньше думали о мире ином, слабело их влияние на положение вещей в этом мире. Цельтесь в небо – попадете и в землю; цельтесь в землю – не попадете никуда! Это правило кажется странным, но мы сталкиваемся с чем-то подобным и в других областях. Например, здоровье – великое благо, но как только вы делаете его объектом своих забот, вам начинает казаться, что оно у вас не в порядке. Думайте побольше о работе, развлечениях, свежем воздухе, вкусной пище – и вполне вероятно, что здоровье получите в придачу. И еще: если все наши мысли направлены на совершенствование нашей цивилизации, нам не спасти ее. Для этого надо научиться думать о чем-то ином и хотеть (в еще большей степени) этого иного».
И, как приложение, наша беседа с о. Алексеем Уминским о Надежде, которая была записана примерно год назад:
«Православная энциклопедия» / “Надежда”.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский, т/к “ТВЦ”, Россия, 2018
Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 16 декабря 2019 года на www.facebook.com