Дневник №102.

«Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы»(Лк.20:38)
Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.

Из сегодняшнего евангельского чтения.
 
«Все живы»: поверить в это легко, и не только потому, что трудно не поверить. Ведь тогда придется считать Иисуса обманщиком или фантазером; ведь если обещания Его пусты, Он или намеренно лжет или наивно заблуждается.
 
И все же я бы сказал, что это Божие обетование для нас, христиан, не столько предмет веры, а предмет нашего упования, нашей надежды. Не случайно в символе нашей веры, каждый член которого начинается с «Верую…», последний начинается с «Чаю (προσδοκία)…»
 
«Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Надо сразу сказать, что это упование (надежда) означает совсем не то, как это слово употребляется в современном контексте. Сегодня мы говорим о надежде, когда мы в чем-то не уверены точно. Надеюсь, завтра, наконец-то, выпадет снег. Греческое Ελπίς (“Элпис”) означает твердую и ясную уверенность в том, что еще не произошло, но непременно случится. И в этом смысле надежда очень похожа на веру, которая, по ап. Павлу, есть «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»(Евр.11:1); можно сказать, что надежда есть важная часть веры, просто в вере есть еще доверие и верность, которые относятся больше к любви, чем надежде. Вера имеет отношение скорее к тому, что мы делаем, «она действует любовью»(Гал.5:6), а надежда ближе к состоянию, но именно из этого состояния мы способны верить и никак иначе.
 
Надежда в обыденном своем значении часто нас обманывает, подводит и может даже довести до отчаяния. Мало что может так ранить человека, привести его в состояние агрессии или депрессии, как неоправдавшаяся надежда.

Ап. Павел же пишет:
 
«Надежда не постыжает» или, как в переводе А.С. Десницкого, «не заставит нас краснеть»(Рим.5:5): речь идет именно об “Элпис”, как чаянии будущего века.
 
Нас могут упрекнуть и упрекают:
 
Если вся ваша надежда на жизнь будущего века, то земное вам не интересно, вы к нему безразличны, а потому и современность все больше безразлична к вам.
 
Упрек этот понятен, но несправедлив, и не только потому, что Христос не говорил: ищите Царства Небесного и больше вам ничего не нужно. Он говорил:
 
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам(Мф.6:33)

Но и потому, о чем писал Клайв Льюис:

«Постоянные размышления о вечности — не бегство от действительности (как считают некоторые наши современники), а одна из функций, которые призван осуществить христианин. Это не значит, что нам не следует беспокоиться о состоянии современного мира. Читая историю, вы видите, что именно христиане, внесшие неоценимый вклад в развитие нашего сегодняшнего мира, более других думали о мире грядущем. Сами апостолы, которые положили начало обращению к христианству Римской империи, великие люди, создавшие культуру средневековья, английские евангелисты, добившиеся уничтожения работорговли, — все они оставили след на земле именно потому, что ум их был занят мыслями о небе. И лишь по мере того как христиане все меньше думали о мире ином, слабело их влияние на положение вещей в этом мире. Цельтесь в небо — попадете и в землю; цельтесь в землю — не попадете никуда! Это правило кажется странным, но мы сталкиваемся с чем-то подобным и в других областях. Например, здоровье — великое благо, но как только вы делаете его объектом своих забот, вам начинает казаться, что оно у вас не в порядке. Думайте побольше о работе, развлечениях, свежем воздухе, вкусной пище — и вполне вероятно, что здоровье получите в придачу. И еще: если все наши мысли направлены на совершенствование нашей цивилизации, нам не спасти ее. Для этого надо научиться думать о чем-то ином и хотеть (в еще большей степени) этого иного».

И, как приложение, наша беседа с о. Алексеем Уминским о Надежде, которая была записана примерно год назад:


«Православная энциклопедия» / «Надежда».
Ведущий — протоиерей Алексий Уминский, т/к «ТВЦ», Россия, 2018

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 16 декабря 2019 года на www.facebook.com

Ввернутся в рубрику: Дневник »
 
«
»