«Зачем Богу наши восхваления и благодарности?»

«Зачем Богу наши восхваления и благодарности?»
(Протоиерей Игорь Гагарин, Журнал «Нескучный Сад» | 14 октября 2010 г.)
 
Зачем Богу наши восхваления и благодарности

«На богослужениях только и делают, что воспевают, хвалят, славословят, благодарят Бога. Меня это очень смущает. Зачем Богу наши восхваления и благодарности? Такое впечатление, что мы хотим подлизаться, польстить Богу. Но разве Ему это нужно? Разве Он любит нас не бескорыстно?» (Из письма в редакцию)

Отвечает протоиерей Игорь Гагарин
 
Чего не хватает Тому, у Кого все есть?

Господь любит, когда люди благодарят Его. Он ждет от нас благодарности и желает ее. И это кажется странным. Ведь когда, например, человек ждет, чтобы его поблагодарили, это никак не является его достоинством. Напротив, достоинством считается делать добро, ничего не ожидая в ответ. Так почему же качество, явно предосудительное среди людей, мы обнаруживаем у Того, Кто есть Само Совершенство? А обнаруживает это каждый, кто приступает к чтению Священного Писания. И многие начинающие, я знаю, смущаются. Ведь нам открыто, что Бог ни в чем не нуждается. Православный Катехизис, перечисляя свойства Божии, называет Господа Существом «Вседовольным». В Священном Писании устами пророка Господь говорит человеку: «Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее» (Пс.49:12). Но в этом же псалме читаем: «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня…» (Пс.49:23). А когда исцелил Господь десять прокаженных и только один пришел поблагодарить Его, какой горечью исполнен Его вопрос: «…не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу…?» (Лк.17:17,18)!
 
Чтобы понять это, посмотрим на дело с человеческой стороны. Искать благодарности действительно некрасиво. Но желать ее? Ведь искать и желать — не одно и то же. Искание — действие, желание — переживание сердца. Думаю, для любого из нас неблагодарность со стороны тех, кого мы любим, огорчительна. И огорчение это вполне понятно. Помню, в бытность мою преподавателем поздравляли мы одну пожилую учительницу с юбилеем, и она, принимая от нас цветы и подарки, вдруг горько-горько заплакала. Оказалось, что любимый сын не прислал ни открытки, ни телеграммы. Ясно ведь, что не открытка ей была нужна. Любящий всегда желает ответной любви. Отсутствие ее не угасит настоящей любви, но сделает ее мучительной. Так бывает между людьми, так же — между Богом и человеком. На первый взгляд здесь явная богословская ошибка. Разве может быть для Бога что-нибудь мучительное? Тот же Катехизис, который мы уже цитировали, называет Бога существом «всеблаженным», то есть пребывающим в полном, абсолютном блаженстве. Но мы ведь христиане, мы веруем в Бога воплотившегося, вочеловечившегося. Из любви к человеку Бог Сам стал Человеком, способным страдать и сострадать.
 
Бог любит человека, только любовь Бога к каждому из нас несравненно сильнее самой сильной, самой преданной, самой нежной человеческой любви. А чем сильнее любовь, тем более жестокие формы принимает ответная неблагодарность. Так на любовь Христову мир ответил распятием Его. Голгофа — крайнее, совершенное выражение неблагодарности человека к Богу. И любая наша неблагодарность к Нему, даже самая маленькая, — вольное или невольное (чаще всего, конечно, невольное) соучастие в этом преступлении.

Самый грешный и самый блаженный

Господь любит постоянно и безусловно, праведных и грешных, верующих и неверующих. И все же настоящая любовь, принимая человека таким, какой он есть, желает видеть его лучше. Радуется, видя в любимом проявление добра, и скорбит, видя противное. Неблагодарный человек — уродливое, больное существо. Проявление благодарности — признак выздоровления. Какой родитель не будет радоваться, видя, что его дитя освобождается от болезни? Так и Небесный наш Отец радуется, когда мы выздоравливаем.
 
Божия любовь к нам может выражаться очень по-разному. Иногда даже гневом, который у Бога — тоже любовь. Ведь и земные родители тем сильнее гневаются на недостойные поступки своих детей, чем больше любят их. Равнодушные же — не обращают внимания.
 
А какими чувствами выражается любовь человека к Богу? В основном, думаю, два есть чувства: стыд и благодарность. Чем сильнее мы любим Господа, тем острее переживаем стыд за каждый поступок, каждое слово, каждое даже помышление, не достойное Его любви. Стыд приводит к покаянию. Есть удивительное признание святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он пишет, что во время литургии часто ощущает себя грешнейшим из всех, молящихся в храме. И в то же время — блаженнейшим из всех. Кажется, странно. Должно бы быть вроде наоборот: чем грешнее — тем несчастнее. Но когда человек искренне переживает свою греховность, он не просто получает прощение, но ощущает его всем сердцем. И тогда это сердце наполняется благодарностью — самым прекрасным, самым восхитительным и благородным чувством, которое может переживать человек, самым адекватным выражением любви к Творцу.
 
Есть чувства, переживания, состояния, которые искажают, уродуют, пачкают нашего «внутреннего человека». А есть такие, которые возвышают и украшают нас. Так вот, никогда не бывает, наверное, так внутренне прекрасен человек, как в те мгновения жизни, когда переживает он чувство благодарности. Это справедливо, когда речь идет о благодарности к людям, и особенно когда говорим о благодарности к Богу. И чем искреннее, глубже, сильнее благодарность, тем более она не только украшает нас, но и делает счастливыми. Потому что именно в эти мгновения наша любовь к Богу встречается с Божией Любовью к нам, а точнее с Самим Богом, Который есть Любовь. Все мы знаем, что Бог любит нас, но многие ли реально чувствуют это? Любовь Божия может стать доступной только благодарному сердцу. Только оно способно принять Ее в себя. И это самое прекрасное, что можем мы пережить. Если соединение двух любящих друг друга людей называют счастьем, то каким словом назвать единение двух любящих друг друга, когда Один из них — Бог! И тогда понятным становится кажущееся противоречивым признание отца Иоанна Кронштадтского.

Суета против памяти

Благодарение было самым первым делом Ноя, когда опасность и трудности остались позади. А всегда ли благодарность Господу бывает первым и непременным нашим делом после преодоления каких-то жизненных проблем? И вообще, что мы чаще делаем, просим или благодарим? Того и другого должно быть по крайней мере поровну, а на самом деле последнего должно бы быть гораздо больше, ведь так часто Господь дает нам то, чего мы не просили. В действительности же соотношение примерно такое, как в евангельской истории о десяти прокаженных, из которых лишь один возвратился, чтобы поблагодарить Господа за исцеление.
 
Каждый год в конце августа толпы детей приходят в церковь исповедаться и причаститься перед началом учебного года. Просят помощи Божией в наступающем году. А когда заканчивается год, в конце мая, много ли детей приходит поблагодарить Господа? Наверное, такие есть, но лично я не встречал. Во время сессий мне не раз приходилось видеть студентов, ставящих свечку святителю Николаю с просьбой о помощи в сдаче экзаменов. Но не могу вспомнить, чтобы кто-то ставил свечку после успешной сдачи.
 
К нам, священникам, то и дело обращаются с просьбами помолиться о благополучных родах, об успешной операции, о путешествующих и т. д. Но далеко не всегда мы узнаем о результатах. Встретишь, бывает, человека где-нибудь через месяц и спросишь: «Ну что, как ваша дочка? Неужели еще рожает до сих пор?» — «Да что вы, батюшка, в тот же день, как вам звонили, родила. Скоро уже крестить приедем!» — «Что же вы ничего не сообщили!?»
 
Многие хорошо понимают справедливость того, о чем мы здесь говорим, но жалуются, что часто забывают поблагодарить Господа в суете дневных забот. Это неудивительно. Сатана тщательно работает над тем, чтобы мы помнили о том, о чем надо бы забыть, и забывали о том, о чем необходимо помнить. И нет для него ничего ненавистнее, чем благодарная память о Боге. Нам же самим надо тщательно работать над противоположным. Надо напоминать себе о долге благодарности всеми возможными способами.

Что имел в виду Иоанн Златоуст

Как-то я освящал квартиру у одного очень доброго и светлого человека, который только начинал свое вхождение в Церковь. И вот вижу, у него по всей квартире развешаны бумажки с различными надписями. Так, над краном в кухне висела надпись: «Благодарю тебя, водичка, что ты поишь меня и даришь чистоту!» Над газовой плитой — другая: «Благодарю тебя, огонь, что ты помогаешь мне готовить и разогревать пищу…» Подобными табличками была наполнена вся квартира. Признаюсь, сначала меня это очень умилило. Человек создал в своем жилище атмосферу непрестанной благодарности. Как это не одобрить! Но потом я понял, что это — классическое язычество, пусть в самой симпатичной форме. Ведь суть язычества — прославление твари вместо Творца. Человек этот всем сердцем понял, что необходимо «за все благодарить», а вот Кого надо благодарить, мне предстояло еще ему объяснить.
 
Кратко и точно пишет апостол Павел о том, что должно наполнять нашу душу постоянно: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес.5:16-18). Благодарить за каждую радость, за каждый урок, за каждое искушение — за все! Насколько недостойно, низко забывать о благодарности в радости, настолько высоко и прекрасно быть благодарным в скорби. Хорошо, конечно, если, оказавшись в скорби, мы хотя бы не ропщем. Но это только первая ступень. Отсутствие ропота еще не благодарность, как и отсутствие ненависти еще не любовь. Кто научился быть благодарным даже в скорбях, тот воистину «недалеко от Царства Небесного». Таким человеком был святитель Иоанн Златоуст, который при любых обстоятельствах повторял: «Слава Богу за все». С этими словами он и умер в ссылке.

Когда глаза души привыкают к темноте

Я не знаю, каким образом кто из нас будет возгревать в себе благодарные чувства, но делать это надо. Способов и напоминаний можно придумать немало. Чем плохи, в конце концов, те же таблички, висевшие в описанной мною выше квартире? Только содержание их нужно скорректировать: не водичку, не огонь и т. д. благодарить, а Того, от Кого мы все эти дары получаем. Впрочем, церковная традиция многое предусматривает нам в помощь. Изобретать велосипед нет необходимости. Внимательное чтение утренних и вечерних молитв — уже неплохо. Среди этих молитв многие — благодарственные. Хорошо будет, если мы, окончив вечернее молитвенное правило, окинем мысленным взором прошедший день и вспомним, за что конкретно можем сегодня поблагодарить Господа. Уверен, что, как бы неудачно ни сложился этот день, вглядевшись, мы сумеем немало найти в нем такого, за что нужно благодарить. Так будем же вглядываться и находить! Находить и благодарить! Это очень хороший способ бороться с духом уныния.
 
Некоторые духовники советуют вести дневник и неукоснительно записывать в него все укоры совести. А есть другое аналогичное духовное упражнение, которое я иногда советую людям, склонным к унынию или переживающим трудные обстоятельства: каждый вечер садиться и записывать, допустим, десять пунктов, по которым я сегодня могу поблагодарить Господа. Сначала это бывает нелегко, но уже через несколько дней «глаза души» привыкают к «темноте» и обретают способность разглядеть куда больше, чем десять причин быть в этот день благодарным.

Внешнее приложение к внутреннему чувству

Благодарность Богу неотделима от благодарности людям. Очень многое доброе получаем мы через людей, которых Господь часто делает участниками Своих благодеяний. Благодарить людей можно по-разному. Кому-то достаточно от всего сердца сказать «спасибо!». А кто-то считает, что «лучше маленький рубль, чем большое спасибо». Что ж, иногда нужно и рубль дать, если от нас ждут именно такой благодарности. Открытки… цветы… различные подарки… Все это неплохо, если это — внешнее приложение переживаемому в сердце чувству искренней признательности.
 
Отблагодарить человека надо соответственно тому, какая форма благодарности будет приятна ему. А какая благодарность приятна Богу? Конечно же, главное — это Евхаристия! Благодарственные молитвы, добрые дела, совершаемые во славу Божию, пожертвования, милостыни — все это прекрасно, но все же самое важное — участие в Божественной литургии, на которой совершается Таинство Евхаристии. Само слово это в переводе на русский означает «благодарение». «Благодарим Господа!» — восклицает священник в центральной молитве литургии. И далее (привожу в русском переводе): «Достойно и праведно Тебя славословить, Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте Твоего Владычества… Ты из небытия воззвал нас к существованию, и отпадших снова восстановил, и не перестал действовать до тех пор, когда возвел нас на небо и даровал Свое вечное царство. За все это благодарим Тебя, и единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святого, за все милости, дарованные нам, ведомые и неведомые, явные и сокровенные. Благодарим Тебя и за это служение, которое Тебе угодно было принять от рук наших…» И когда священник молится о ниспослании Духа Святого на предлежащие хлеб и вино, чтобы Господь сотворил их Телом и Кровью Иисуса Христа, в храме звучит: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи…» Надо ли объяснять, что каждый уклоняющийся от литургии становится одним из девяти, исцеленных Господом и не пришедших его поблагодарить?
 
Конечно, от нашей неблагодарности у Бога не убудет. У нас убудет. Что? Самое главное — возможность войти в Жизнь Вечную, возможность соединиться с Богом. Ведь Он есть Любовь, и соединяемся мы с Ним любовью. А какая любовь там, где нет благодарности! Не дары и жертвы нужны Господу, а то, чтобы мы с вами были настоящими людьми, благодарными, любящими, радостными.

Протоиерей Игорь ГАГАРИН

Источник: