Прощеное Воскресенье и Сретение

Прощеное Воскресенье и праздник Сретения.

В этом году Прощеное Воскресенье совпало с праздником Сретения. Для меня всегда очень интересны такого рода совпадения.
 
Сретение — означает Встреча. Что может быть важнее встречи человека с Богом? Встречи здесь и теперь, а не только тогда, когда «небо и земля прейдут». Да, и возможна ли эта встреча там, если ты не искал ее здесь? Существует предание, что когда кто-то из первых космонавтов вернувшись на землю радостно говорил: «На небо летал, Бога не видал!», один мудрый человек ему заметил: «Если ты Его не встретил на земле, то бесполезно искать Его на небе».
 
Но, любая встреча предполагает разлуку. И об этой разлуке Церковь напоминает нам именно в Прощеное Воскресения вспоминая «Адамово изгнание». Эта разлука, отделенность от Бога и есть суть того, что мы называем грехом. Это то, что присуще нашему миру, чего никто не может избежать, это такая же данность нашего мира, как и то, что мы не можем летать, а все рожденное обязательно умрет, и именно поэтому мы эту отделенность почти не ощущаем. Как говорил митр. Антоний Сурожский: «Мы забываем, что есть грех в нашей жизни, делаемся к нему нечуткими, забываем его легко, скорбим о нем мало. А вместе с тем, это — единственное несчастье человеческой жизни».
 
Как можно избыть это несчастье? Как преодолеть разлуку и отделенность?
 
Только встретившись с Тем, с Кем ты разлучен.
 
Но встреча эта очень не проста, ибо грех заточил нас в своего рода темницу, двери которой крепко заперты. Как их открыть? Человеку это невозможно. Господь приходит в наш мир, чтобы вызволить нас из этой темницы. Но, Он не может это сделать без нас и за нас. Если нам хорошо там где мы есть, то насильно Он нас тащить не будет.
 
Значит, первое, что необходимо — это осознать где мы и понять хотим ли мы отсюда выйти. И, если хотим, то возникает следующий вопрос — как открыть дверь? Оказывается, что открывается эта дверь на свободу, изнутри, в буквальном смысле этого слова. Дело в том, что внешние запоры разбиты, это сделал Господь, Который пришел в мир нашего ради спасения, но чтобы дверь отворилась необходимо внутреннее усилие. Именно о нем и напоминает нам Христос в этот день:
 
«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших»(Мф.14:15).
 
Только не надо думать, что этими слова Спаситель ставит нам как-бы условие, мол «только после вас». Условие, и правда, есть, но оно совсем другого плана. Бывают такие секретные механизмы, когда для того, чтобы открылось в одном месте, надо приоткрыть совсем в другом и иначе нельзя. Здесь, нечто похожее. Чтобы открылась дверь нашей темницы, нам необходимо открыть свое сердце для ближнего и особенно для тех из них, кто нас обидел, ранил, кто сделал нам больно. И ровно в той степени, в какой мы открываем свое сердце своим обидчикам и прощаем их, настолько приоткроется и наша дверь из темницы. Приоткрыли щелочку, но и самим придется лезть через щель.
 
Прощение это необходимое условие для выхода на свободу, для обретения возможности Встречи, но не достаточное. Подобно тому, как и человек вышедшей за порог тюрьмы, если не знает куда бежать дальше, очень быстро будет схвачен опять. И Господь непросто дает нам знать куда бежать, но и подает силы для этого. Но, как только мы позволяем обиде или ненависти надолго поселиться в нашем сердце, как только выбираем не прощать, мы тут же оказываемся опять запертыми в той самой темнице из которой вроде бы так хотели бежать. Поэтому навык прощения, желание и умение прощать, это то, что так нам необходимо не только в начале пути, но и на протяжении всего пути. Более того, без этой установки на прощение, этот путь просто не возможен, как невозможно оказаться на свободе, не открыв дверь своей темницы.

Публикация о. Вячеслава Перевезенцева
от 20 февраля 2018 года на www.facebook.com

Ввернутся в рубрику: Статьи »
 
«
»