7 августа 2022 года — Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек.

7 августа 2022 года.
Неделя 8-я по Пятидесятнице.

Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.
Проповедь протоиерея Андрея Фёдорова.
Храм Святителя и Чудотворца Николая (село Макарово).

 
Евангельское повествование
о насыщении пятью хлебами пяти тысяч человек.

Евангельское повествование о насыщении пятью хлебами пяти тысяч человек.
Евангелие от Матфея
(глава 14 стихи 14 — 22)

  Церковнославянский   Синодальный
14:14 И изшедъ Иисусъ видѣ многъ народъ, и милосердова о нихъ, и исцѣли недужныя ихъ.   И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.
14:15 Поздѣ же быв­шу, при­­ступиша къ Нему ученицы Его, глаголюще: пусто есть мѣсто, и часъ уже мину: от­пусти народы, да шедше въ веси купятъ брашна себѣ.   Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.
14:16 Иисусъ же рече имъ: не требуютъ от­ити: дадите имъ вы ясти.   Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.
14:17 Они же глаголаша Ему: не имамы здѣ токмо пять хлѣбъ и двѣ рыбѣ.   Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.
14:18 Онъ же рече: при­­несите Ми ихъ сѣмо.   Он сказал: принесите их Мне сюда.
14:19 И повелѣвъ народомъ воз­лещи на травѣ, и прiемъ пять хлѣбъ и обѣ рыбѣ, воз­зрѣвъ на небо, благослови и преломивъ даде ученикомъ хлѣбы, ученицы же народомъ.   И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.
14:20 И ядоша вси и насытишася: и взяша избытки укрухъ, два­на­де­сять кошя исполнь:   И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;
14:21 ядущихъ же бѣ мужей яко пять тысящъ, развѣ женъ и дѣтей.   а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.
14:22 И абiе понуди Иисусъ ученики Своя влѣзти въ корабль и варити Его на ономъ полу {предъити Ему на онъ полъ}, дондеже от­пуститъ народы.   И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

Апостола Павла послание к римлянам
(глава 1 стихи 10 — 18)

  Синодальный   Церковнославянский
1:10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.   Молю́ же вы, братiе, именемъ Господа на­шего Иисуса Христа, да тожде глаголете вси, и да не будутъ въ васъ распри, да будете же утверждени въ томже разумѣнiи и въ тойже мысли.
1:11 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.   Возвѣстися бо ми о васъ, братiе моя, [послан­нымъ] от­ Хлоиса {от­ домашнихъ Хлоиса}, яко рвенiя въ васъ суть.
1:12 Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов».   Глаголю же се, яко кiйждо васъ глаголетъ: азъ убо есмь Павловъ, азъ же Аполлосовъ, азъ же Кифинъ, азъ же Христовъ.
1:13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?   Еда раздѣлися Христосъ, еда Павелъ распят­ся по васъ? Или во имя Павлово крестистеся?
1:14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,   Благодарю́ Бога, яко ни единаго от­ васъ крестихъ, точiю Криспа и Гаiа,
1:15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.   да не кто речетъ, яко въ мое имя крестихъ.
1:16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.   Крестихъ же и Стефаниновъ домъ: прочее не вѣмъ, аще кого иного крестихъ.
1:17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.   Не посла бо мене Христосъ крестити, но благовѣстити, не въ премудрости слова, да не испразднит­ся крестъ Христовъ.
1:18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия.   Слово бо крестное погибающымъ убо юрод­ст­во есть, а спасаемымъ намъ сила Божiя есть.

Евангелие от Луки
(глава 8 стихи 16 — 21)

  Церковнославянский   Синодальный
8:16 Никтоже [убо] свѣтилника вжегъ, покрываетъ его сосудомъ, или подъ одръ подлагаетъ: но на свѣщникъ воз­лагаетъ, да входящiи видятъ свѣтъ.   Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.
8:17 Нѣсть бо тайно, еже не явлено будетъ: ниже утаено, еже не познает­ся и въ явленiе прiидетъ.   Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.
8:18 Блюдитеся убо, како слышите: иже бо имать, даст­ся ему: и иже аще не имать, и еже мнит­ся имѣя, возмет­ся от­ него.   Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.
8:19 Прiидоша же къ Нему Мати и братiя Его, и не можаху бесѣдовати къ Нему народа ради.   И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.
8:20 И воз­вѣстиша Ему, глаголюще: Мати Твоя и братiя Твоя внѣ стоятъ, видѣти Тя хотяще.   И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.
8:21 Онъ же от­вѣщавъ рече къ нимъ: мати Моя и братiя Моя сiи суть, слышащiи слово Божiе, и творящiи е.   Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

Апостола Павла послание к галатам
(глава 4 стихи 22 — 31)

  Синодальный   Церковнославянский
4:22 Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.   Писано бо есть, яко Авраамъ два сына имѣ: единаго от­ рабы, а другаго от­ свободныя.
4:23 Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.   Но иже от­ рабы, по плоти родися: а иже от­ свободныя, по обѣтованiю.
4:24 В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,   Яже суть иносказаема: сiя бо еста два завѣта: единъ убо от­ горы Синайскiя, въ работу раждаяй, иже есть Агарь:
4:25 ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;   Агарь бо, Сина гора есть во Аравiи, при­­лагает­ся же нынѣшнему Иерусалиму, работаетъ же съ чады сво­ими:
4:26 а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам.   а вышнiй Иерусалимъ свободь есть, иже есть мати всѣмъ намъ.
4:27 Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа.   Писано бо есть: воз­веселися, неплоды, не раждающая: расторгни и возопи, неболящая: яко многа чада пустыя паче, нежели имущiя мужа.
4:28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.   Мы же, братiе, по Исааку обѣтованiя чада есмы.
4:29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.   Но якоже тогда по плоти родивыйся гоняше духовнаго, тако и нынѣ.
4:30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.   Но что глаголетъ Писанiе? Изжени рабу и сына ея, не имать бо наслѣдовати сынъ рабынинъ съ сыномъ свободныя.
4:31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.   Тѣмже, братiе, нѣсмы рабынина чада, но свободныя.