Неделя 5-я по Пятидесятнице.
Преподобный Андрей Рублев, иконописец.
Страстотерпцы царь Николай II, царица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, праведный врач страстотерпец Евгений Боткин.
Храм Святителя и Чудотворца Николая (село Макарово).
Евангельское повествование
об исцелении двух бесноватых в стране Гергесинской.

Евангелие от Матфея
(глава 8 стихи 28 — 34, глава 9 стих 1)
Церковнославянский | Синодальный | ||
8:28 | И пришедшу ему на Онъ полъ, въ страну гергесинскую, срѣтоста его два бѣсна от гробъ исходяща, люта зѣло, яко не мощи никому минути путемъ тѣмъ. | И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. | |
8:29 | И се, возописта глаголюща: что нама и тебѣ, Иисусе Сыне Божiй? пришелъ еси сѣмо прежде времене мучити насъ. | И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. | |
8:30 | Бяше же далече от нею стадо свинíй много пасомо. | Вдали же от них паслось большое стадо свиней. | |
8:31 | Бѣси же моляху его, глаголюще: аще изгониши ны, повели намъ ити въ стадо свиное. | И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. | |
8:32 | И рече имъ: идите. Они же изшедше идоша въ стадо свиное: и се, [абiе] устремися стадо все по брегу въ море, и утопоша въ водахъ. | И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. | |
8:33 | Пасущiи же бѣжаша, и шедше во градъ, возвѣстиша вся, и о бѣсною. | Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. | |
8:34 | И се, весь градъ изыде въ срѣтенiе Иисусови: и видѣвше его, молиша, яко дабы прешелъ от предѣлъ ихъ. | И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. | |
9:1 | И влѣзъ въ корабль, прейде и прiиде во свой градъ. | Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. |
(глава 10 стихи 1 — 10)
Синодальный | Церковнославянский | ||
10:1 | Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. | Бра́тiе, благоволе́нiе у́бо моего́ се́рдца и моли́тва, я́же къ Бо́гу по Изра́или, е́сть во спасе́нiе. | |
10:2 | Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. | Свидѣ́телствую бо и́мъ, я́ко ре́вность Бо́жiю и́мутъ, но не по ра́зуму. | |
10:3 | Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, | Не разумѣ́юще бо Бо́жiя пра́вды и свою́ пра́вду и́щуще поста́вити, пра́вдѣ Бо́жiей не повину́шася: | |
10:4 | потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего. | кончи́на бо зако́на Христо́съ, въ пра́вду вся́кому вѣ́рующему. | |
10:5 | Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им. | Моисе́й бо пи́шетъ пра́вду ю́же от зако́на: я́ко сотвори́вый та́ человѣ́къ жи́въ бу́детъ въ ни́хъ. | |
10:6 | А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. | А я́же от вѣ́ры пра́вда си́це глаго́летъ: да не рече́ши въ се́рдцы твое́мъ: кто́ взы́детъ на небо, си́рѣчь Христа́ свести́: | |
10:7 | Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. | или́ кто́ сни́детъ въ бе́здну, си́рѣчь Христа́ от ме́ртвыхъ возвести́. | |
10:8 | Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. | Но что́ глаго́летъ Писа́нiе? Бли́зъ ти́ глаго́лъ е́сть, во устѣ́хъ твои́хъ и въ се́рдцы твое́мъ, си́рѣчь глаго́лъ вѣ́ры, его́же проповѣ́даемъ: | |
10:9 | Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, | я́ко а́ще исповѣ́си усты́ твои́ми Го́спода Иису́са, и вѣ́руеши въ се́рдцы твое́мъ, я́ко Бо́гъ Того́ воздви́же изъ ме́ртвыхъ, спасе́шися: | |
10:10 | потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. | се́рдцемъ бо вѣ́руется въ пра́вду, усты́ же исповѣ́дуется во спасе́нiе. |
(глава 10 стихи 32 — 33, 37 — 38, глава 19 стихи 27 — 30)
Церковнославянский | Синодальный | ||
15:17 | Сiя́ заповѣ́даю ва́мъ, да лю́бите дру́гъ дру́га. | Сие заповедаю вам, да любите друг друга. | |
15:18 | А́ще мíръ ва́съ ненави́дитъ, вѣ́дите, я́ко Мене́ пре́жде ва́съ возненави́дѣ: | Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. | |
15:19 | а́ще от мíра бы́сте бы́ли, мíръ у́бо свое́ люби́лъ бы́: я́коже от мíра нѣ́сте, но А́зъ избра́хъ вы́ от мíра, сего́ ра́ди ненави́дитъ ва́съ мíръ. | Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. | |
15:20 | Помина́йте сло́во, е́же А́зъ рѣ́хъ ва́мъ: нѣ́сть ра́бъ бо́лiй го́спода своего́: а́ще Мене́ изгна́ша, и ва́съ изжену́тъ: а́ще сло́во Мое́ соблюдо́ша, и ва́ше соблюду́тъ: | Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. | |
15:21 | но сiя́ вся́ творя́тъ ва́мъ за и́мя Мое́, я́ко не вѣ́дятъ Посла́вшаго Мя́. | Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. | |
15:22 | А́ще не бы́хъ прише́лъ и глаго́лалъ и́мъ, грѣха́ не бы́ша имѣ́ли: ны́нѣ же вины́ {извине́нiя} не и́мутъ о грѣсѣ́ свое́мъ: | Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. | |
15:23 | ненави́дяй Мене́, и Отца́ Моего́ ненави́дитъ: | Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. | |
15:24 | а́ще дѣ́лъ не бы́хъ сотвори́лъ въ ни́хъ, и́хже и́нъ никто́же сотвори́, грѣха́ не бы́ша имѣ́ли: ны́нѣ же и ви́дѣша, и возненави́дѣша Мене́ и Отца́ Моего́: | Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. | |
15:25 | но да сбу́дется сло́во, пи́санное въ зако́нѣ и́хъ, я́ко возненави́дѣша Мя́ ту́не. | Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно. | |
15:26 | Егда́ же прiи́детъ Утѣ́шитель, Его́же А́зъ послю́ ва́мъ от Отца́, Ду́хъ и́стины, И́же от Отца́ исхо́дитъ, То́й свидѣ́телствуетъ о Мнѣ́: | Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; | |
15:27 | и вы́ же свидѣ́телствуете, я́ко искони́ со Мно́ю есте́. | а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. | |
16:1 | Сiя́ глаго́лахъ ва́мъ, да не соблазни́теся. | Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. | |
16:2 | От со́нмищъ иждену́тъ вы́: но прiи́детъ ча́съ, да вся́къ, и́же убiе́тъ вы́, возмни́тся слу́жбу приноси́ти Бо́гу: | Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. |
(глава 8 стихи 28 — 39)
Синодальный | Церковнославянский | ||
8:28 | Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. | Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. | |
8:29 | Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. | Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. | |
8:30 | А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. | А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. | |
8:31 | Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? | Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? | |
8:32 | Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? | Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? | |
8:33 | Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. | Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. | |
8:34 | Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. | Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. | |
8:35 | Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: | Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: | |
8:36 | за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. | за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. | |
8:37 | Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. | Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. | |
8:38 | Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, | Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, | |
8:39 | ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. | ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. |
(глава 7 стихи 12 — 21)
Церковнославянский | Синодальный | ||
7:12 | Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. | Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. | |
7:13 | Входите тесными вратами, потому что широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; | Входите тесными вратами, потому что широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; | |
7:14 | потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. | потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. | |
7:15 | Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. | Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. | |
7:16 | По плодам их узна́ете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? | По плодам их узна́ете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? | |
7:17 | Та́к всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. | Та́к всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. | |
7:18 | Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. | Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. | |
7:19 | Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. | Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. | |
7:20 | Итак, по плодам их узна́ете их. | Итак, по плодам их узна́ете их. | |
7:21 | Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. | Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. |
(глава 8 стихи 3 — 6)
Синодальный | Церковнославянский | ||
8:3 | Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести. | Вся́къ бо первосвяще́нникъ, во е́же приноси́ти да́ры же и же́ртвы, поставля́емь быва́етъ: тѣ́мже потре́ба имѣ́ти что́ и Сему́, е́же принесе́тъ. | |
8:4 | Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары, | А́ще бы бо бы́лъ на земли́, не бы́ бы́лъ свяще́нникъ, су́щымъ свяще́нникомъ принося́щымъ по зако́ну да́ры, | |
8:5 | которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе. | и́же о́бразу и стѣ́ни слу́жатъ небе́сныхъ, я́коже глаго́лано бы́сть Моисе́ю, хотя́щу сотвори́ти ски́нiю: ви́ждь бо, рече́, сотвори́ши вся́ по о́бразу пока́занному ти́ на горѣ́. | |
8:6 | Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях. | Ны́нѣ же лу́чшее улучи́ служе́нiе, по ели́ку и лу́чшаго завѣ́та е́сть хода́тай, и́же на лу́чшихъ обѣтова́нiихъ узако́нися. |