Неделя 5-я по Пятидесятнице.
Преподобный Андрей Рублев, иконописец.
Страстотерпцы царь Николай II, царица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, праведный врач страстотерпец Евгений Боткин.
Храм Святителя и Чудотворца Николая (село Макарово).
Евангельское повествование
об исцелении двух бесноватых в стране Гергесинской.
Евангелие от Матфея
(глава 8 стихи 28 – 34, глава 9 стих 1)
Церковнославянский | Синодальный | ||
8:28 | И пришедшу ему на Онъ полъ, въ страну гергесинскую, срѣтоста его два бѣсна от гробъ исходяща, люта зѣло, яко не мощи никому минути путемъ тѣмъ. | И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. | |
8:29 | И се, возописта глаголюща: что нама и тебѣ, Иисусе Сыне Божiй? пришелъ еси сѣмо прежде времене мучити насъ. | И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. | |
8:30 | Бяше же далече от нею стадо свинiй много пасомо. | Вдали же от них паслось большое стадо свиней. | |
8:31 | Бѣси же моляху его, глаголюще: аще изгониши ны, повели намъ ити въ стадо свиное. | И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. | |
8:32 | И рече имъ: идите. Они же изшедше идоша въ стадо свиное: и се, [абiе] устремися стадо все по брегу въ море, и утопоша въ водахъ. | И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. | |
8:33 | Пасущiи же бѣжаша, и шедше во градъ, возвѣстиша вся, и о бѣсною. | Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. | |
8:34 | И се, весь градъ изыде въ срѣтенiе Иисусови: и видѣвше его, молиша, яко дабы прешелъ от предѣлъ ихъ. | И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. | |
9:1 | И влѣзъ въ корабль, прейде и прiиде во свой градъ. | Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. |
(глава 10 стихи 1 – 10)
Синодальный | Церковнославянский | ||
10:1 | Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. | Братiе, благоволенiе убо моего сердца и молитва, яже къ Богу по Израили, есть во спасенiе. | |
10:2 | Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. | Свидѣтелствую бо имъ, яко ревность Божiю имутъ, но не по разуму. | |
10:3 | Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, | Не разумѣюще бо Божiя правды и свою́ правду ищуще поставити, правдѣ Божiей не повинушася: | |
10:4 | потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего. | кончина бо закона Христосъ, въ правду всякому вѣрующему. | |
10:5 | Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им. | Моисей бо пишетъ правду ю́же от закона: яко сотворивый та человѣкъ живъ будетъ въ нихъ. | |
10:6 | А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. | А яже от вѣры правда сице глаголетъ: да не речеши въ сердцы твоемъ: кто взыдетъ на небо, сирѣчь Христа свести: | |
10:7 | Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. | или кто снидетъ въ бездну, сирѣчь Христа от мертвыхъ возвести. | |
10:8 | Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. | Но что глаголетъ Писанiе? Близъ ти глаголъ есть, во устѣхъ твоихъ и въ сердцы твоемъ, сирѣчь глаголъ вѣры, егоже проповѣдаемъ: | |
10:9 | Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, | яко аще исповѣси усты твоими Господа Иисуса, и вѣруеши въ сердцы твоемъ, яко Богъ Того воздвиже изъ мертвыхъ, спасешися: | |
10:10 | потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. | сердцемъ бо вѣруется въ правду, усты же исповѣдуется во спасенiе. |
(глава 10 стихи 32 – 33, 37 – 38, глава 19 стихи 27 – 30)
Церковнославянский | Синодальный | ||
15:17 | Сiя заповѣдаю вамъ, да лю́бите другъ друга. | Сие заповедаю вам, да любите друг друга. | |
15:18 | Аще мiръ васъ ненавидитъ, вѣдите, яко Мене прежде васъ возненавидѣ: | Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. | |
15:19 | аще от мiра бысте были, мiръ убо свое любилъ бы: якоже от мiра нѣсте, но Азъ избрахъ вы от мiра, сего ради ненавидитъ васъ мiръ. | Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. | |
15:20 | Поминайте слово, еже Азъ рѣхъ вамъ: нѣсть рабъ болiй господа своего: аще Мене изгнаша, и васъ изженутъ: аще слово Мое соблюдоша, и ваше соблюдутъ: | Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. | |
15:21 | но сiя вся творятъ вамъ за имя Мое, яко не вѣдятъ Пославшаго Мя. | Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. | |
15:22 | Аще не быхъ пришелъ и глаголалъ имъ, грѣха не быша имѣли: нынѣ же вины {извиненiя} не имутъ о грѣсѣ своемъ: | Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. | |
15:23 | ненавидяй Мене, и Отца Моего ненавидитъ: | Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. | |
15:24 | аще дѣлъ не быхъ сотворилъ въ нихъ, ихже инъ никтоже сотвори, грѣха не быша имѣли: нынѣ же и видѣша, и возненавидѣша Мене и Отца Моего: | Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. | |
15:25 | но да сбудется слово, писанное въ законѣ ихъ, яко возненавидѣша Мя туне. | Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно. | |
15:26 | Егда же прiидетъ Утѣшитель, Егоже Азъ послю́ вамъ от Отца, Духъ истины, И́же от Отца исходитъ, Той свидѣтелствуетъ о Мнѣ: | Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; | |
15:27 | и вы же свидѣтелствуете, яко искони со Мною есте. | а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. | |
16:1 | Сiя глаголахъ вамъ, да не соблазнитеся. | Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. | |
16:2 | От сонмищъ ижденутъ вы: но прiидетъ часъ, да всякъ, иже убiетъ вы, возмнится службу приносити Богу: | Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. |
(глава 8 стихи 28 – 39)
Синодальный | Церковнославянский | ||
8:28 | Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. | Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. | |
8:29 | Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. | Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. | |
8:30 | А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. | А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. | |
8:31 | Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? | Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? | |
8:32 | Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? | Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? | |
8:33 | Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. | Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. | |
8:34 | Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. | Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. | |
8:35 | Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: | Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: | |
8:36 | за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. | за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. | |
8:37 | Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. | Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. | |
8:38 | Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, | Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, | |
8:39 | ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. | ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. |
(глава 7 стихи 12 – 21)
Церковнославянский | Синодальный | ||
7:12 | Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. | Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. | |
7:13 | Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; | Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; | |
7:14 | потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. | потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. | |
7:15 | Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. | Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. | |
7:16 | По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? | По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? | |
7:17 | Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. | Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. | |
7:18 | Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. | Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. | |
7:19 | Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. | Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. | |
7:20 | Итак, по плодам их узнаете их. | Итак, по плодам их узнаете их. | |
7:21 | Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. | Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. |
(глава 8 стихи 3 – 6)
Синодальный | Церковнославянский | ||
8:3 | Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести. | Всякъ бо первосвященникъ, во еже приносити дары же и жертвы, поставляемь бываетъ: тѣмже потреба имѣти что и Сему, еже принесетъ. | |
8:4 | Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары, | Аще бы бо былъ на земли, не бы былъ священникъ, сущымъ священникомъ приносящымъ по закону дары, | |
8:5 | которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе. | иже образу и стѣни служатъ небесныхъ, якоже глаголано бысть Моисею, хотящу сотворити скинiю: виждь бо, рече, сотвориши вся по образу показанному ти на горѣ. | |
8:6 | Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях. | Нынѣ же лучшее улучи служенiе, по елику и лучшаго завѣта есть ходатай, иже на лучшихъ обѣтованiихъ узаконися. |