29 января 2017 года — Неделя 32-я по Пятидесятнице, о Закхее

29 января 2017 года. Неделя 32-я по Пятидесятнице, о Закхее.
 
Проповедь протоиерея Вячеслава Перевезенцева.
Храм Святителя и Чудотворца Николая (село Макарово).

Для просмотра галереи кликайте или перетаскивайте фотографии

Рассказ евангелиста Луки о мытаре Закхее(Лк.19:1-10) особенно мне близок. Читается этот отрывок Евангелия, как правило, всегда сразу после праздника Крещения Господня и открывает собой подготовительные недели к Великому Посту.
 
Вчера подумалось: «А ведь Закхей вполне мог быть там на берегах Иордана, ведь селение Вифавара, недалеко от которого раздалась проповедь Иоанна Крестителя, и где крестился Спаситель, находится совсем рядом с Иерихоном. И мы помним, что к Иоанну приходили и мытари».
 
И м.б. Закхей был среди тех, кто вопрошая учителя, получил несколько странный ответ: «Ничего не требуйте более определенного вам»(Лк.3:13). Странный, потому что многие в Израиле были убеждены, что само по себе то, чем занимались мытари есть грех. Оказывается можно быть мытарем и не быть отвергнутым Богом. И вполне возможно именно тогда, крестившись на Иордане, Закхей захотел резко поменять свою жизнь. Но для жителей Иерехона он все равно оставался мытарем, а значит грешным человеком. Наверное, многие на его месте бы успокоились, подумаешь, что о тебе говорит толпа. Но не спокойно было Закхею, ему хотелось еще раз встретить Иисуса, Которого он мог уже видеть на Иордане. Он наверняка слышал о проповеди Евангелия и Царства Божиего, которое возвещал Иисус. Он знал, что Иисус не гнушается грешниками и не смотрит на лица. Он также знал, что за Ним ходят толпы, что многие хотят просто «прикоснуться к Нему; потому что от Него исходила сила и исцеляла всех»(Лк.6:19). Но Закхей не хотел прикоснуться, не хотел исцеления, он, вообще от Иисуса не хотел ни каких даров, он, просто очень хотел его увидеть. Может бвть ему было стыдно, оставаясь мытарем и столько лет грабя и обижая народ, о чем то просить Иисуса, а м.б. он сомневался, что Учитель Праведности захочет чем-то помочь «праведнику», так с сирийского переводится его имя, Закхею.
 
И все же он решился пойти на эту встречу, когда Иисус вошел в Иерехон. Толпа народа, который он некогда обкрадывал, стояла между ним и Иисусом. Он был маленького роста, а они и не собирались расходится. Как преодолеть это препятствие? А может махнуть рукой, не судьба, мол? Или дать людям денег, ведь за деньги можно было почти все, даже увидеть Иисуса. Но что-то остановило его, когда рука потянулась к кошельку, да, и вообще, последнее время он стал по-другому относится к деньгам, они жгли его карманы.
 
И тогда, он лезет на смоковницу. Он, Закхей, начальник мытарей, еще вчера такой важный и довольный собой. Народ раскрыл в изумлении рты, мальчишки стали во все горло кричать, тыча в него пальцами, а кто-то даже запустил в негу полусгнившую смокву. Это было, и правда, невероятно и… очень смешно. Но, Закхею было все равно, он хотел вдеть Иисуса, не важно, что происходит сейчас и что буде после, как эту историю будут, конечно же, приукрашивая невероятными подробностями, рассказывать на всех углах Иерихона.
 
Он хотел видеть Иисуса. И он Его увидел. А главное, его увидел Иисус. Иисус увидел не только потного, запыхавшегося, уже не молодого и довольно тучного человека, он увидел его сердце, которое очень хотело стать другим.
 
«Поспеши, Закхей, — сказал ему Иисус. Мне сегодня надобно быть у тебя в доме». Вот, оказывается и Господь наш в чем-то нуждается. Ему очень нужно войти в дом человека, который хочет стать другим. Про людей, которые тотчас напомнили Господу, что этот человек грешник не хочется больше и вспоминать. Я прям вижу, как они расходятся по своим домам в разочаровании, а кто-то и в раздражении на этого Иисуса, Который оказался так не разборчив в людях.
 
А Закхей поспешил слезть с дерева, чтобы поскорее добежать до дома и приготовится к самой главной встрече в своей жизни. Он уже слышал, что помимо заповедей Закона, к соблюдению которых призывает Учитель с берегов Галилейского моря, Он еще дает тем, кто желает наследовать жизнь вечную добрые советы. Заповеди соблюдать необходимо — это повеления Божии, Закон, а вот совет это то, чему последовать можно только добровольно, и сделать это может только тот, кто хочет стать Его учеником.
 
Тогда на берегах Иордана услышав слова пророка Иоанна: «Ничего не требуете более определенного вам», он понял, что в этих словах и заключен Закон — «не бери чужого, не обижай ближнего, поступай с другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». Но теперь, увидев Иисуса, он понял, что этого мало — жить по Закону. Это необходимо, но недостаточно для спасения. Он вспомнил, что говорили про некоего богатого юношу вопрошающего Иисуса о жизни вечной на пути в Иерехон. О том, как этот юноша с детства соблюдающий заповеди, печально отошел от Иисуса, услышав, что если он хочет последовать за Ним, то ему надо раздать свое имение, ибо трудно богатым войти в Царство Божие(Лк.18:18-30). Закхей был не беден, а скольких он успел обидеть и обделить. И ему все стало ясно, теперь бежав сломя голову к себе домой, он знал, какой подарок он приготовит Иисусу, когда Тот переступит порог его дома.
 
«Господи! Половину имения я раздам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Закхей, в отличии от богатого юноши имел большую семью, поэтому нищим не мог отдать все, что имел, а еще надо было возмещать убытки обидимым. И Иисус еще раз благословил этого мытаря, потому что «ныне пришло спасение дому сему», ибо спасение не от Закона, а от «веры, действующей любовью»(Гал.5:6).

Публикация о. Вячеслава Перевезенцева
от 30 января 2017 года на www.facebook.com

Евангелие от Луки (глава 19 стихи 1 — 10), о Закхее.

  Церковнославянский   Синодальный
19:1 И в­шедъ прохожда­ше иерихонъ.   Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
19:2 И се мужъ нарицаемый закхей, и сей бѣ старѣй мытаремъ, и той бѣ богатъ:   И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
19:3 и иска­ше видѣти Иисуса, кто есть, и не можа­ше от­ народа, яко возрастомъ малъ бѣ:   искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
19:4 и предитекъ, воз­лѣзе на ягодичину, да видитъ, яко хотяше мимо ея про­ити.   и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
19:5 И яко прiиде на мѣсто, воз­зрѣвъ Иисусъ видѣ его, и рече къ нему: закхее, потщався слѣзи: днесь бо въ дому тво­емъ подобаетъ ми быти.   Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
19:6 И потщався слѣзе, и прiятъ его радуяся.   И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
19:7 И видѣв­ше вси роптаху, глаголюще, яко ко грѣшну мужу вниде витати.   И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
19:8 Ставъ же закхей рече ко Господу: се полъ имѣнiя мо­его, Господи, дамъ нищымъ: и аще кого чимъ обидѣхъ, воз­вращу четверицею.   Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
19:9 Рече же къ нему Иисусъ: яко днесь спасенiе дому сему бысть, зане и сей сынъ Авраамль есть:   Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
19:10 прiиде бо Сынъ человѣчь взыскати и спасти погибшаго.   ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Ввернутся в рубрику: Проповеди »
 
«
»