О житие преподобного Макария Великого

Служили сегодня вечером преп. Макарию Великому, посмотрев в Минее его краткое житие захотелось снова прочитать его полный вариант, когда-то оно произвело на меня сильное впечатление. Конечно, там много того, что встречается во многих житиях древних подвижников — подвиги воздержания, чудеса, непрестанная борьба с бесами и т. д., но есть просто замечательные истории, которые во многом раскрывают то, что должно быть одновременно и плодом этих подвигов и начальным побуждением. Не только пост и молитва, но именно сила любви и смирения делают жизнь земного человека равноангельной, а самого такого человека преподобным, т.е. уподобившимся Богу.

Из житие преподобного Макария Великого

Преподобный Макарий Великий, Египетский«То­гда дья­вол, не имея воз­мож­но­сти по­бе­дить непо­бе­ди­мо­го, изоб­рел про­тив него но­вую хит­рость, Один из жи­те­лей то­го се­ле­ния, близ ко­то­ро­го под­ви­зал­ся Ма­ка­рий, имел дочь — де­ви­цу, ко­то­рую один юно­ша, так­же жив­ший в этом се­ле­нии, про­сил от­дать се­бе в же­ны. Но так как юно­ша был очень бе­ден и при­том про­сто­го зва­ния, то ро­ди­те­ли де­ви­цы не со­гла­ша­лись от­дать в за­му­же­ство за него свою дочь, хо­тя са­ма де­ви­ца и лю­би­ла то­го юно­шу. Спу­стя несколь­ко вре­ме­ни де­ви­ца ока­за­лась непразд­ною. Ко­гда она ста­ла спра­ши­вать юно­шу, ка­кой ей дать от­вет сво­им ро­ди­те­лям, то по­след­ний, на­уча­е­мый учи­те­лем зло­бы — дья­во­лом, го­во­рил ей:
— Ска­жи, что это сде­лал с то­бою жи­ву­щий око­ло нас от­шель­ник.
 
Де­ви­ца по­слу­ша­лась ко­вар­но­го со­ве­та и обост­ри­ла про­тив невин­но­го ино­ка свой язык, как бы зме­и­ный. И вот, ко­гда ро­ди­те­ли за­ме­ти­ли, что де­ви­ца долж­на быть ма­те­рью, то с по­бо­я­ми ста­ли ее спра­ши­вать, кто ви­нов­ник ее па­де­ния. Де­ви­ца то­гда от­ве­ча­ла:
— В этом ви­но­вен от­шель­ник ваш, ко­то­ро­го вы счи­та­е­те свя­тым. Как-то раз, ко­гда я на­хо­ди­лась за се­ле­ни­ем и по­до­шла к то­му ме­сту, где он жи­вет, от­шель­ник встре­тил ме­ня на до­ро­ге и сде­лал на­до мною на­си­лие, а я из-за стра­ха и сты­да ни­ко­му не ска­за­ла об этом до се­го вре­ме­ни.
 
Уязв­лен­ные эти­ми сло­ва­ми де­ви­цы, как бы стре­ла­ми, ро­ди­те­ли и род­ствен­ни­ки ее все вме­сте бро­си­лись к жи­ли­щу свя­то­го с гром­ки­ми кри­ка­ми и бран­ны­ми сло­ва­ми. Вы­та­щив Ма­ка­рия из ке­ллии, они дол­го его би­ли и по­том при­ве­ли с со­бою в се­ле­ние. Здесь, со­брав мно­же­ство раз­би­тых со­су­дов и че­реп­ков и свя­зав их ве­рев­кою, по­ве­си­ли свя­то­му на шею и в та­ком ви­де во­ди­ли его по все­му се­ле­нию, без ми­ло­сер­дия над­ру­га­ясь над ним, на­но­ся ему по­бои, тол­кая его, тер­зая за во­ло­сы и уда­ряя но­га­ми. При этом они вос­кли­ца­ли:
— Этот мо­нах осквер­нил на­шу де­ви­цу, бей­те его все!
 
Слу­чи­лось в это вре­мя про­хо­дить ми­мо од­но­му бла­го­ра­зум­но­му че­ло­ве­ку. Уви­дев про­ис­хо­дя­щее, он ска­зал бью­щим свя­то­го:
— Дол­го ли вы бу­де­те бить невин­но­го стран­ству­ю­ще­го ино­ка, до­сто­вер­но не узнав, спра­вед­ли­во ли об­ви­не­ние про­тив него? Я ду­маю, что это ис­ку­ша­ет вас дья­вол.
 
Но они, не слу­шая слов се­го му­жа, про­дол­жа­ли ис­тя­зать свя­то­го. Меж­ду тем, тот че­ло­век, ко­то­рый ра­ди Бо­га слу­жил Ма­ка­рию, про­да­вая его ру­ко­де­лие, шел в от­да­ле­нии от свя­то­го и горь­ко пла­кал, не бу­дучи в со­сто­я­нии вос­пре­пят­ство­вать бить свя­то­го и осво­бо­дить Ма­ка­рия из рук тех, ко­то­рые «как псы окру­жи­ли его»(Пс.21:17). А бью­щие свя­то­го, обер­нув­шись, бро­са­лись с бра­нью и угро­за­ми и на это­го че­ло­ве­ка.
— Вот что сде­лал, — кри­ча­ли они, — от­шель­ник, ко­то­ро­му ты слу­жишь!, — и про­дол­жа­ли бить Ма­ка­рия пал­ка­ми, по­ка не удо­вле­тво­ри­ли сво­ей яро­сти и гне­ва; и Ма­ка­рий остал­ся по­лу­мерт­вый на до­ро­ге. Ро­ди­те­ли же де­ви­цы не хо­те­ли и те­перь его оста­вить, но го­во­ри­ли:
— Не пу­стим его до тех пор, по­ка он не пред­ста­вит нам по­ру­чи­те­лей в том, что он бу­дет кор­мить на­шу дочь, ко­то­рую он обес­че­стил.

 
Еле пе­ре­во­дя дух, Ма­ка­рий про­сил слу­жив­ше­го ему че­ло­ве­ка;
— Друг! будь за ме­ня по­ру­чи­те­лем.
 
По­след­ний, го­то­вый да­же уме­реть за свя­то­го, по­ру­чил­ся за него, и, взяв Ма­ка­рия, со­вер­шен­но обес­силев­ше­го от ран, с ве­ли­ким уси­ли­ем от­вел его в келлию. Несколь­ко опра­вив­шись от ран, Ма­ка­рий стал уси­лен­нее тру­дить­ся над сво­им ру­ко­де­ли­ем, го­во­ря сам се­бе так:
— Ты те­перь, Ма­ка­рий, име­ешь же­ну и де­тей, и по­се­му те­бе необ­хо­ди­мо ра­бо­тать день и ночь, дабы до­став­лять им необ­хо­ди­мое про­пи­та­ние.
 
Де­лая кор­зи­ны, он про­да­вал их чрез ука­зан­но­го че­ло­ве­ка, а вы­ру­чен­ные день­ги от­сы­лал на про­корм­ле­ние де­ви­це. Ко­гда же ей на­сту­пи­ло вре­мя рож­дать, то ее по­стиг пра­вед­ный суд Бо­жий за то, что она окле­ве­та­ла невин­но­го свя­то­го. Дол­го она не мог­ла раз­ре­шить­ся от бре­ме­ни и стра­да­ла мно­гие дни и но­чи, горь­ко пла­ча от весь­ма силь­ной бо­ли. При ви­де та­ких ее му­че­ний стра­да­ли вме­сте с нею и ро­ди­те­ли ее и в недо­уме­нии спра­ши­ва­ли ее:
— Что это слу­чи­лось с то­бой?
 
То­гда де­ви­ца, хо­тя и силь­но не же­ла­ла то­го, при­нуж­де­на бы­ла от­крыть ис­ти­ну. С гром­ки­ми воп­ля­ми она ска­за­ла:
— О го­ре мне, ока­ян­ной! Я до­стой­на ужас­но­го на­ка­за­ния за то, что окле­ве­та­ла пра­вед­ни­ка, ска­зав, что он ви­нов­ник мо­е­го па­де­ния. Не он ви­нов­ник се­го, но тот юно­ша, ко­то­рый хо­тел же­нить­ся на мне.
 
Слы­ша вопли де­ви­цы, ро­ди­те­ли ее и род­ствен­ни­ки, на­хо­див­ши­е­ся око­ло нее, бы­ли силь­но по­ра­же­ны ее сло­ва­ми; и на­пал на них силь­ный страх, и они весь­ма усты­ди­лись, что дерз­ну­ли так оскор­бить невин­но­го ино­ка, слу­жи­те­ля Гос­под­ня. В стра­хе они взы­ва­ли: «го­ре нам!» Меж­ду тем весть о про­ис­шед­шем раз­нес­лась по все­му то­му се­ле­нию, и все жи­те­ли его, от ма­ла до ве­ли­ка, стек­лись к до­му, где жи­ла де­ви­ца. Услы­шав там вопли де­ви­цы, что от­шель­ник неви­но­вен в ее по­зо­ре, жи­те­ли силь­но уко­ря­ли се­бя и весь­ма скор­бе­ли, что без ми­ло­сер­дия все они би­ли свя­то­го. По­со­ве­то­вав­шись с ро­ди­те­ля­ми де­ви­цы, все они ре­ши­лись пой­ти к пре­по­доб­но­му Ма­ка­рий и с пла­чем при­пасть к его но­гам, про­ся про­ще­ния, дабы не по­стиг их гнев Бо­жий за то, что они оскор­би­ли невин­но­го че­ло­ве­ка. Узнав та­кое ре­ше­ние их, при­слу­жи­ва­ю­щие Ма­ка­рий муж, ко­то­рый и по­ру­чил­ся за него, быст­ро по­бе­жал к нему и ра­дост­но ска­зал ему:
— Ра­дуй­ся, от­че Ма­ка­рий! — счаст­лив и ра­до­стен ны­неш­ний день для нас, ибо Бог се­го­дня преж­нее твое по­но­ше­ние и бес­че­стие из­ме­нил в про­слав­ле­ние. И мне уже не на­доб­но бо­лее быть по­ру­чи­те­лем за те­бя, ибо ты ока­зал­ся бес­страст­ным, пра­вед­ным и пре­слав­ным невин­ным стра­даль­цем. Се­го­дня суд Бо­жий по­стиг ту, ко­то­рая неспра­вед­ли­во об­ви­ни­ла те­бя и окле­ве­та­ла те­бя, неви­нов­но­го. Она не мо­жет раз­ре­шить­ся от бре­ме­ни и при­зна­лась, что не ты ви­нов­ник ее па­де­ния, но один юно­ша. Те­перь все жи­те­ли се­ле­ния от ма­ла до ве­ли­ка хо­тят прид­ти к те­бе с по­ка­я­ни­ем, дабы про­сла­вить Бо­га за твое це­ло­муд­рие и тер­пе­ние и ис­про­сить у те­бя про­ще­ния, чтобы не по­стиг­ло их ка­кое-ли­бо на­ка­за­ние от Гос­по­да за то, что они неспра­вед­ли­во те­бя оскор­би­ли.
 
С при­скор­би­ем вы­слу­шал сло­ва это­го че­ло­ве­ка сми­рен­ный Ма­ка­рий: он не же­лал по­че­сти и сла­вы от лю­дей, ибо ему го­раз­до при­ят­нее бы­ло при­ни­мать от лю­дей бес­че­стие, неже­ли честь; по­се­му с на­ступ­ле­ни­ем но­чи он встал и уда­лил­ся из тех мест, пой­дя преж­де все­го на Нит­рий­скую го­ру, где он неко­гда имел во сне ви­де­ние».
 
 
«В дру­гой раз слу­чи­лось, что Ма­ка­рий на­брал в пу­стыне мно­го паль­мо­вых вет­вей для пле­те­ния кор­зин и нес их в свою ке­ллию. На пу­ти его встре­тил дья­вол с сер­пом и хо­тел уда­рить свя­то­го, но не мог. То­гда он ска­зал Ма­ка­рию:
— Ма­ка­рий! Из-за те­бя я терп­лю ве­ли­кую скорбь, по­то­му что не в со­сто­я­нии по­бе­дить те­бя. Вот и я, все, что де­ла­ешь ты, де­лаю. Ты по­стишь­ся, ни­че­го во­все не ем и я; ты бодр­ству­ешь, и я ни­ко­гда не сплю. Од­но, впро­чем, есть, в чем ты пре­вос­хо­дишь ме­ня.
— Что это та­кое?
— спро­сил его пре­по­доб­ный.
— Сми­ре­ние твое, — от­ве­чал Дья­вол, — вот по­че­му я и не мо­гу бо­роть­ся с то­бою».
 
 
«Од­на­жды, ко­гда пре­по­доб­ный Ма­ка­рий мо­лил­ся, к нему был го­лос, ко­то­рый го­во­рил:
Ма­ка­рий! Ты не до­стиг еще та­ко­го со­вер­шен­ства в доб­ро­де­тель­ной жиз­ни, как две жен­щи­ны, про­жи­ва­ю­щие вме­сте в бли­жай­шем го­ро­де.
По­лу­чив та­кое от­кро­ве­ние, пре­по­доб­ный взял свой по­сох и по­шел в тот го­род. Най­дя там дом, где жи­ли озна­чен­ные жен­щи­ны. Ма­ка­рий по­сту­чал­ся в дверь.

 
Тот­час од­на из тех жен­щин вы­шла на стук и, уви­дав пре­по­доб­но­го, с ве­ли­кою ра­до­стью при­ня­ла его в свой дом. При­звав к се­бе обе­их жен­щин, пре­по­доб­ный ска­зал им:
— Ра­ди вас я при­нял на се­бя та­кой ве­ли­кий по­двиг, при­дя сю­да из даль­ней пу­сты­ни, ибо я же­лаю знать ва­ши доб­рые де­ла, о ко­то­рых и про­шу вас рас­ска­зать мне, ни­че­го не скры­вал.
— По­верь нам, чест­ный от­че,
— от­ве­ча­ли жен­щи­ны, — что мы еще про­шлую ночь раз­де­ля­ли ло­же свое со сво­и­ми му­жья­ми: ка­кие же доб­ро­де­те­ли ты же­ла­ешь най­ти в нас?
 
Но пре­по­доб­ный на­ста­и­вал, чтобы они рас­ска­за­ли ему об­раз сво­ей жиз­ни. То­гда, убеж­ден­ные им, жен­щи­ны ска­за­ли:
— Мы не бы­ли род­ствен­ни­ца­ми меж­ду со­бою преж­де, но по­том мы вы­шли за­муж за двух род­ных бра­тьев, и вот уже пят­на­дцать лет мы жи­вем все вме­сте в од­ном до­ме; во все вре­мя сво­ей сов­мест­ной жиз­ни мы не ска­за­ли друг дру­гу ни од­но­го злоб­но­го или дур­но­го сло­ва и ни­ко­гда не ссо­ри­лись меж­ду со­бою. Но до насто­я­ще­го вре­ме­ни про­жи­ли в ми­ре и со­гла­сии меж­ду со­бою и недав­но еди­но­мыс­лен­но ре­ши­ли оста­вить сво­их плот­ских су­пру­гов и уда­лить­ся в сонм свя­тых дев, слу­жа­щих Бо­гу. Но мы не мо­жем упро­сить на­ших му­жей, чтобы они от­пу­сти­ли нас, хо­тя с боль­шою на­стой­чи­во­стью и мно­ги­ми сле­за­ми мо­ли­ли их об этом. Не по­лу­чив же­ла­е­мо­го раз­ре­ше­ния, мы за­клю­чи­ли за­вет с Бо­гом и меж­ду со­бою — не про­из­но­сить ни од­но­го мир­ско­го сло­ва до са­мой смер­ти на­шей.
 
Вы­слу­шав их рас­сказ, пре­по­доб­ный Ма­ка­рий ска­зал:
— Поис­тине Бог не ищет ни де­вы, ни за­муж­ней, ни ино­ка, ни ми­ря­ни­на, но сво­бод­но­го на­ме­ре­ния, при­ни­мая его как са­мое де­ло, и доб­ро­воль­но­му про­из­во­ле­нию вся­ко­го че­ло­ве­ка по­да­ет бла­го­дать Свя­то­го Ду­ха, дей­ству­ю­ще­го в че­ло­ве­ке и управ­ля­ю­ще­го жиз­нью каж­до­го же­ла­ю­ще­го спа­стись».
 
 
«При­шел к пре­по­доб­но­му и дру­гой инок и спро­сил его:
— Ав­ва, что мне сде­лать, чтобы спа­стись?
— Сту­пай на клад­би­ще и бра­ни умер­ших,
— от­ве­чал ему пре­по­доб­ный.
 
Инок по­шел на клад­би­ще и, как ска­зал ему пре­по­доб­ный, бра­нил там мерт­ве­цов, раз­би­вал кам­ня­ми гроб­ни­цы их и, воз­вра­тив­шись, рас­ска­зал обо всем пре­по­доб­но­му. Пре­по­доб­ный спро­сил его:
— Ска­за­ли ли что-ли­бо те­бе умер­шие?
— Нет, ни­че­го не ска­за­ли,
— от­ве­чал инок.
 
То­гда пре­по­доб­ный ска­зал:
— Сту­пай опять и те­перь хва­ли их.
 
Инок по­шел и на­чал убла­жать мерт­ве­цов раз­ны­ми по­хва­ла­ми:
— Апо­сто­лы, свя­тые и пра­вед­ни­ки, — го­во­рил он.
 
За­тем, сно­ва при­дя к пре­по­доб­но­му, он рас­ска­зал ему, что хва­лил умер­ших.
— И те­перь мерт­вые ни­че­го не от­ве­ча­ли те­бе? — спро­сил пре­по­доб­ный.
— Нет, не от­ве­ча­ли, — ска­зал тот.
 
То­гда пре­по­доб­ный дал ему та­кое на­став­ле­ние:
— Ви­дишь, — ска­зал он, — что ни то­гда, ко­гда ты бра­нил умер­ших, они ни­че­го те­бе не от­ве­ча­ли, и ни то­гда, ко­гда ты убла­жал их по­хва­ла­ми, они ни­че­го те­бе не от­ве­ти­ли. Так и ты, ес­ли же­ла­ешь спа­стись, будь как мерт­вец: — не гне­вай­ся то­гда, ко­гда те­бя бес­че­стят, не пре­воз­но­сись то­гда, ко­гда те­бя вос­хва­ля­ют. По­сту­пая так, как эти мерт­ве­цы, спа­сешь­ся».

Публикация о. Вячеслава Перевезенцева
от 31 января 2017 года на www.facebook.com

Полное житие преподобного Макария Великого
можно прочитать на wwww.azbyka.ru/days/