Проповедь прот. Александра Меня в неделя о самаряныне

О САМАРЯНКЕ.
Протоиерей Александр Мень

Из сборника «Свет во тьме светит»
 
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшнее воскресенье называется «неделей о Самарянке», это день, посвященный памяти еврейской самарянки. Почему ей такая честь? Кто она была, почему ей посвящается особый воскресный день? Потому что беседа Господа с ней была знаменательной, великой беседой — и все, что рассказывает нам евангелист, каждое слово — это сокровище.
 
Сначала мы видим, что Иисус идет под палящим солнцем, и, наконец, Он устал, утомился от тяжкого пути по каменистой дороге и сел у колодца. Представьте себе теперь нашего Господа, Которому должны были подчиняться все стихии и миры, что Он идет как обыкновенный путник и испытывает вместе с нами тяготы жизни — зной, жажду, усталость. Но Он это делает для того, чтобы разделить нашу судьбу, чтобы быть ближе к людям, чтобы находить нас на дорогах жизни. И вот случайная встреча у колодца: женщина из самарийской деревни, поставив себе на плечо кувшин, спускалась к колодцу по тропинке. Думала ли она тогда, кого она найдет там у колодца? Наверное, она ни о чем не думала, а шла, изнемогая от жары, несла, как это было принято, кувшин на плече, и знала, что сейчас надо будет набирать воду и вновь подниматься в гору по жаре. И вспоминала она свою жизнь, загубленную и несчастную: пять раз она пыталась выйти замуж, и каждый раз все это разрушалось, по ее ли вине, по вине ли других людей, мы не знаем. Но горько было ей.
 
Она подходит к колодцу, а колодец каменный, очень древний, по преданию ему уже больше полутора тысяч лет, из него пили многие поколения. И сидит там путник с посохом, по одежде иудей, по говору тоже, и говорит ей: «Дай мне напиться». Дай напиться, — потому что колодец глубокий, а у нее кувшин с веревкой. А она знает, что между иудеями и самарянами была многовековая вражда, такая сильная, что считалось зазорным пить из одного ковша, как у нас со старообрядцами, — они не пьют вместе с никонианами, то есть с нами, православными. И когда мне приходилось бывать в тайге у старообрядцев, они всегда мне давали отдельную чашку, она называлась у них поганой, хотя она была чистой и приготовленной для гостей. Поганой — значит языческой, для иноверцев. Так вот, эта самарянка удивилась: «Как же ты, иудей, просишь у меня пить из моего сосуда?» А Он ей сказал: «Ты мне дай этой воды, а Я тебе дам воды живой, такой воды, которую один раз выпив, ты никогда не будешь жаждать». Она решила, что это колдовство какое-то, может, действительно, заговоренная вода: один раз выпил и больше не надо пить. И она сказала: «Господин, дай мне такую воду, чтоб мне не таскаться сюда без конца».
 
А Он видит, она не понимает, что Он говорит о другой воде — духовной. Тогда Он решил подойти к ней по-другому и сказал: «Позови своего мужа». А она: «Нет у меня мужа». «Да, — сказал Он, — у тебя было пять мужей, и этот не муж тебе». И она поняла, что Он знает ее печальную жизнь, ее одинокую судьбу. Видимо, это была незаурядная женщина, она сразу забыла про свою просьбу, что ей надо воду какую-то волшебную достать, а сразу заговорила о том, что волновало людей в отношении веры: какая вера правильная? «Я вижу, — говорит, — Господи, что ты пророк, объясни нам, какая вера правильная. Вот вы иудеи, молитесь Богу в Иерусалиме, а мы, самаряне, молимся на своей горе Гаризим; как правильно молиться Богу — тут или там?»
 
На это Господь ей ответил, что, конечно же, закон Божий издревле повелевал молиться в Иерусалиме. «Ибо спасение, — сказал Он, — от иудеев». Но приходит время, когда уже не важно будет, где молится человек, на этой ли горе или на той, потому что всюду Бог, всюду Его любовь, всюду Его небо. В духе и истине нужно Ему поклоняться. И правильная вера не та, которая связана с одним местом или с другим, а та, которая в духе и истине.
 
А что это значит? Поклоняться Господу сердцем, любовью, преданностью Ему и творением добра — это и есть дух истины. Вот таких поклонников, почитателей, ищет Бог.
 
Женщине это было не очень понятно, да и миллионам людей, и образованным, и богословам это непонятно. Как же так? Тут есть правило такое, там другое, — какое-то должно быть верным, а какое-то ложным. А Господь говорит: «Верно только одно: возлюбить Бога и возлюбить человека — все остальное приложится».
 
И смущенная женщина сказала: «Ну ладно, придет время, явится Спаситель, Он нам все растолкует, как и что…». Она думает, что это время далеко, что оно придет когда-нибудь, может быть, через 1000 лет, и тут слышит в ответ удивительные, простые слова: «Это Я, говорящий с тобой».
 
И больше она Ему ничего не сказала, повернулась и побежала по тропинке к себе в селение. О чем она подумала? В первую очередь, она подумала о своих односельчанах, о людях, которые ей были дороги, рядом с которыми она жила, — ей захотелось поделиться с ними радостной вестью. Она в одно мгновение поверила, что вот перед ней спасение и истинное Слово Божие. Она не была богословом, и наверняка, была неграмотной, но сердце у нее забилось, и она почувствовала Божие присутствие и побежала в селение.
 
А Господь сидел один, задумавшись, кто знает о чем: об этой женщине, о самарянах, (они, кстати, до сих пор там живут, их осталось всего 400 человек), о судьбах людей, о религиозных распрях и войнах — о чем Он думал, мы не знаем, можем лишь догадываться. Но лицо у Него было радостное.
 
Когда апостолы подошли к Нему — они ходили за покупками — и сказали: «Учитель, поешь». Он сказал: «Я сыт, у Меня есть другая пища». Они стали переглядываться, может, кто-то приходил сюда к колодцу, накормил Его? А Он сказал: «Нет, Моя пища — это исполнять волю Моего Отца».
 
Тем временем послышались крики, и пестрая толпа самарян в ярких одеждах спустилась вниз. Самаряне окружили путника-иудея, не посмотрели, что Он из враждебного народа, повели Его в свою деревню, и что там было — мы не знаем, но главное в этой истории — результат. Послушав Его, они сказали женщине: «Вот теперь мы видим, что это правда, уже не по твоим словам, а сами видим».
 
Так вот, мы все с вами в таком же положении: сначала мы верим слову написанному в Писании, в книгах других, потом мы верим словам, которые нам говорят люди, но самый счастливый момент нашей духовной жизни, когда мы уже не по чужим словам, а по собственному чувству, по собственному глубокому опыту узнаем тайну Божию, тайну Господа Иисуса, открывающуюся в сердце. Мы, как эти самаряне, гадаем и думаем, что да как, а Он рядом с нами, Он открывает нам Свое слово. Только мы должны быть так же готовы Его слушать, как эта простая женщина, как эти самаряне, как всякий человек, который имеет уши слушать и слышит. Аминь.
 
Источники:
  — www.alexandrmen.ru.

Ввернутся в рубрику: О православных праздниках, событиях и не только »
 
«
»