Внимание! Ограничения по возрасту на просмотр фильма: 12+
Почему всё не так? Вроде всё как всегда:
То же небо — опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя…
Принято считать, что на войне все были героями, ну, или, потенциальными героями, кроме, конечно, трусов и предателей. И, уж, если мы читаем книгу или смотрим кино о войне, то это непременно будет рассказ о героях и их подвигах. И это, наверно, очень правильно, ведь, по большому счету, так оно и было.
На героев хочется смотреть, им хочется подражать, они всегда победители. Даже их гибель не страшна, так и должно быть. На то он и герой, чтобы победить,герою нужно умереть. И даже смерть у героя героическая, а потому, как бы, и не совсем смерть.
Честно скажу, я люблю читать такие книги и смотреть такие фильмы о войне, но еще больше я люблю смотреть другое военное кино.
Кино про обыкновенных людей, которые не обязательно мечтали «сделать сказку былью», у которых на месте сердца не «пламенный мотор», а просто человеческое сердце, способное к любви и ненависти, умеющее бояться и преодолевать страх, надеяться и унывать.
Замечательный советский кинематограф подарил нам не мало, именно, таких фильмов. Для меня, это, в первую очередь фильмы Алексея Германа, у которых была непростая прокатная судьба. И, может быть, одним из лучших, по-крайней мере, по мнению зрителей и ветеранов — это фильм Семена Арановича «Торпедоносцы», который в 1983 г. стал лидером советского проката, его посмотрело более 11 миллионов человек.
Фильм, который, также, к Алексею Герману имеет непосредственное отношение, ибо сценарий для него по рассказам Юрия Германа был написан Алексеем Германом и его женой Светланой Кармелитой.
В фильме появился практически весь актерский состав снятого чуть раньше, но положенного на полку фильма Германа «Мой друг Иван Лапшин»: Алексей Жарков, Александр Филипенко, Юрий Кузнецов, Андрей Болтнев, но и в других ролях снялись первоклассные актеры: Родион Нахапетов, Вера Глаголева, Станислав Садальский.
По стилю фильм напоминает прямой кинорепортаж из прошлого, где документальные вставки воздушных боев и заключительные кадры с подлинными фотографиями летчиков Северного флота, усиливают иллюзию съемки военных лет. Такого эффекта и добивался Семен Аранович. Имея за плечами опыт военного летчика, бортмеханика и режиссера документалиста, он продумывал все до мелочей, стараясь воссоздать нужную историческую атмосферу. Ведь на съемках его картины все предметы декорации и даже вспомогательные элементы были настоящими свидетельствами ушедшей войны.
Но, главное, как мне кажется, что получилось у создателей картины, это показать тот резкий контраст, что отделяет жизнь от войны. Война не несет с собой никакой романтики, как может кому-то показаться, она несет только ужас и смерть. Романтика — это жизнь и она прекрасна, в ней есть место улыбкам, смеху, дружбе и конечно, любви.
«В этой военной картине много любви. Настоящей, как всегда бывает на войне, когда люди торопятся любить сегодня, зная, что завтра может не наступить никогда» — как писал о фильме Станислав Садальский.
А еще, в этом фильме много боли. Боли подлинной, не героической. Война это суровая и вынужденная работа. Работа, которую за тебя никто не сделает. Работа после которой можно не вернуться домой. Война разлучает, калечит, убивает и всегда самых лучших, самых красивых и от этой боли никуда не уйти, ее можно только победить и они победили, чтобы мы этой боли не знали, чтобы мы могли прикоснуться к ней только в кино, а прикоснувшись, получили прививку против войны и просто захотели жить. Жить и любить, крепко, крепко, своих близких, так как умели они.
Такая прививка, точно была у наших дедов и отцов, а сегодня их «лишь бы не было войны», как-то легко и незаметно превратилось в «можем повторить». И ведь, если бы, правда, могли, а то весь этот пафос легко уходит в бурную ненависть к жидо-бандеровцам, глядя в телевизор, сидя на диване.
Эту войну мы называем великой, потому что, во-истину, велик подвиг солдата и народа в той войне. Но это, еще и подлая война. «Торпедоносцы» кино, где два этих лица одной войны смотрят друг на друга, но, главное, смотрят на нас.
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли —
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом — солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб — разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги — ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки!
Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
![На фото Из блога С.Садальского, оператор Владимир Ильин, Станислав Садальский, режиссер Семен Аранович, Родион Нахапетов и пес Долдон. На съемках "Торпедоносцев", 1983 год, Североморск. Фото Юрия Зайцева](https://hram-chg.ru/wp-content/uploads/2020/05/o-kult-2020-torpedonosczy.jpg)
На фото Из блога С.Садальского, оператор Владимир Ильин, Станислав Садальский, режиссер Семен Аранович, Родион Нахапетов и пес Долдон. На съемках «Торпедоносцев», 1983 год, Североморск. Фото Юрия Зайцева.
Публикация о. Вячеслава Перевезенцева
от 9 мая 2020 года на www.facebook.com