ТОРПЕДОНОСЦЫ

ТОРПЕДОНОСЦЫ
Внимание! Ограничения по возрасту на просмотр фильма: 12+

Почему всё не так? Вроде всё как всегда:
То же небо — опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя…

Принято считать, что на войне все были героями, ну, или, потенциальными героями, кроме, конечно, трусов и предателей. И, уж, если мы читаем книгу или смотрим кино о войне, то это непременно будет рассказ о героях и их подвигах. И это, наверно, очень правильно, ведь, по большому счету, так оно и было.
 
На героев хочется смотреть, им хочется подражать, они всегда победители. Даже их гибель не страшна, так и должно быть. На то он и герой, чтобы победить,герою нужно умереть. И даже смерть у героя героическая, а потому, как бы, и не совсем смерть.
 
Честно скажу, я люблю читать такие книги и смотреть такие фильмы о войне, но еще больше я люблю смотреть другое военное кино.
 
Кино про обыкновенных людей, которые не обязательно мечтали «сделать сказку былью», у которых на месте сердца не «пламенный мотор», а просто человеческое сердце, способное к любви и ненависти, умеющее бояться и преодолевать страх, надеяться и унывать.
 
Замечательный советский кинематограф подарил нам не мало, именно, таких фильмов. Для меня, это, в первую очередь фильмы Алексея Германа, у которых была непростая прокатная судьба. И, может быть, одним из лучших, по-крайней мере, по мнению зрителей и ветеранов — это фильм Семена Арановича «Торпедоносцы», который в 1983 г. стал лидером советского проката, его посмотрело более 11 миллионов человек.
 
Фильм, который, также, к Алексею Герману имеет непосредственное отношение, ибо сценарий для него по рассказам Юрия Германа был написан Алексеем Германом и его женой Светланой Кармелитой.
 
В фильме появился практически весь актерский состав снятого чуть раньше, но положенного на полку фильма Германа «Мой друг Иван Лапшин»: Алексей Жарков, Александр Филипенко, Юрий Кузнецов, Андрей Болтнев, но и в других ролях снялись первоклассные актеры: Родион Нахапетов, Вера Глаголева, Станислав Садальский.
 
По стилю фильм напоминает прямой кинорепортаж из прошлого, где документальные вставки воздушных боев и заключительные кадры с подлинными фотографиями летчиков Северного флота, усиливают иллюзию съемки военных лет. Такого эффекта и добивался Семен Аранович. Имея за плечами опыт военного летчика, бортмеханика и режиссера документалиста, он продумывал все до мелочей, стараясь воссоздать нужную историческую атмосферу. Ведь на съемках его картины все предметы декорации и даже вспомогательные элементы были настоящими свидетельствами ушедшей войны.
 
Но, главное, как мне кажется, что получилось у создателей картины, это показать тот резкий контраст, что отделяет жизнь от войны. Война не несет с собой никакой романтики, как может кому-то показаться, она несет только ужас и смерть. Романтика — это жизнь и она прекрасна, в ней есть место улыбкам, смеху, дружбе и конечно, любви.
 
«В этой военной картине много любви. Настоящей, как всегда бывает на войне, когда люди торопятся любить сегодня, зная, что завтра может не наступить никогда» — как писал о фильме Станислав Садальский.
 
А еще, в этом фильме много боли. Боли подлинной, не героической. Война это суровая и вынужденная работа. Работа, которую за тебя никто не сделает. Работа после которой можно не вернуться домой. Война разлучает, калечит, убивает и всегда самых лучших, самых красивых и от этой боли никуда не уйти, ее можно только победить и они победили, чтобы мы этой боли не знали, чтобы мы могли прикоснуться к ней только в кино, а прикоснувшись, получили прививку против войны и просто захотели жить. Жить и любить, крепко, крепко, своих близких, так как умели они.
 
Такая прививка, точно была у наших дедов и отцов, а сегодня их «лишь бы не было войны», как-то легко и незаметно превратилось в «можем повторить». И ведь, если бы, правда, могли, а то весь этот пафос легко уходит в бурную ненависть к жидо-бандеровцам, глядя в телевизор, сидя на диване.
 
Эту войну мы называем великой, потому что, во-истину, велик подвиг солдата и народа в той войне. Но это, еще и подлая война. «Торпедоносцы» кино, где два этих лица одной войны смотрят друг на друга, но, главное, смотрят на нас.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли —
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом — солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб — разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги — ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки!
Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.

На фото Из блога С.Садальского, оператор Владимир Ильин, Станислав Садальский, режиссер Семен Аранович, Родион Нахапетов и пес Долдон. На съемках "Торпедоносцев", 1983 год, Североморск. Фото Юрия Зайцева

На фото Из блога С.Садальского, оператор Владимир Ильин, Станислав Садальский, режиссер Семен Аранович, Родион Нахапетов и пес Долдон. На съемках «Торпедоносцев», 1983 год, Североморск. Фото Юрия Зайцева.

Публикация о. Вячеслава Перевезенцева
от 9 мая 2020 года на www.facebook.com

 
Ввернутся в рубрику:
О Культуре »