Верность

Верность
Внимание! Ограничения по возрасту на просмотр фильма: 18+

Сегодня мой день начался с этих слов Дмитрия Быкова, которые процитировал сын на своей странице:

«Понимаете, были мы правы или неправы с исторической точки зрения, будет понятно в будущем. А сегодня будет понятно, насколько вы верны себе. Поступайте сообразно вашим желаниям, вашим надеждам. И это, может быть, послужит вам оправданием. Дело в том, что конечную правду, окончательную, знает только Бог, и то это вопрос. А вот знаете ли ее вы, готовы ли вы за свои убеждения пожертвовать чем-то — это проясняется сейчас».

Поступайте согласно вашим желаниям — совет очень сегодня популярный. Хороший совет, хотя и банальный. Я бы только дополнил его золотым правилом нравственности — «делай другому то, что хотел бы, чтобы делали тебе». А еще бы напомнил историю Дикобраза из «Сталкера» и спросил бы себя:

А я точно знаю, чего я по-настоящему хочу?

И верность себе хороша, если это «я» созрело, если ты готов быть автором своей жизни, т.е. готов к ответственности. Согласитесь, не про всякого биологически взрослого можно это сказать.
 
Команда фильма 'Верность': Нигина Сайфуллаева, Александр Паль и Евгения ГромоваА уже к вечеру я совершенно случайно наткнулся на фильм Нигины Сайфулаевой «Верность». Я не знал, что это самый скандальный и самый обсуждаемый фильм последнего Кинотавра и что это самый откровенный фильм российского кино за всю его историю. Я помню первую картину Сайфулаевой «Как меня зовут» (2014) с Лавроненко, Бортич и Васильевой, которая мне понравилась, и потому решил посмотреть и эту.
 
Степень откровенности, и правда, велика, но сложность состоит не в том, что нам показывают то, чего мы никогда не видели. Видели, не маленькие. Сложность в той атмосфере интимности, в которую тебя вовлекает это кино, к которой мало кто привык и с которой я лично раньше в кино не встречался.
 
Одно дело, когда Шарлота Генсбур оголяет перед тобой и душу и тело. Где мы и где Шарлота со своими неврозами и комплексами. Другое дело, что тебя приглашают в жизнь твоих соседей или друзей.
 
Хотя, может быть, я ошибаюсь. Может, это только мне было не просто, все-таки я — рожденный в СССР, где, как известно, секса не было, не было и разговоров о нем. Как говорить о том, чего нет?
 
Именно разговоры, а не столько откровенные сцены, создают впечатление, что ты перешел какую-то границу, ты не должен этого видеть и слышать, это тайна двоих и только их. Но искусство имеет это право — переступать границы и приглашать нас следовать за ним. За нами остается право идти или не идти.
 
Надо сказать, что несмотря на свою тему фильм сделан очень деликатно и очень профессионально. Показать на экране без пошлости то, что показывать нельзя, — очень сложно, и даже многим великим мастерам это не всегда удавалось. Вспомните, что сделал Никита Михалков в своем «Солнечном ударе»?

Да, тема фильма?
 
Эротическая драма: кризис любви, ревность, измена, расплата.

Муж (Александр Паль) и жена (Евгения Громова). Он — артист провинциального драмтеатра. Она — врач-гинеколог. Она спокойная, вдумчивая, не торопливая, красивая, прямо тургеневская девушка (интроверт). Он непосредственный, эмоциональный, поверхностный (экстраверт). Детей нет, но вместе они, скорее всего, не один год. Больше мы ничего не знаем об этой семье. Как они ссорятся и мирятся? Из-за чего ссорятся? А может, и не ссорятся вовсе? Часто ли бывают вместе, и как это бывает?

Фильм начинается с вопроса жены:
 
А что у нас с сексом?

В любом пособии по семейной психотерапии мы прочтем, что секс — это не только про утехи плоти, это в первую очередь про отношения, и главным образом для женщины. А дальше эротическая драма совсем не плавно, а очень неожиданно и быстро переходит в эротический триллер. Не пугайтесь, крови не будет, но будет страшная, почти иррациональная ревность, затем измена, причем вполне идейная (отомстить), которая пробуждает такое, с чем героиня встретиться не совсем готова.
 
Тут вам и про желания. Ох, какие же они у нас бывают разные. И про верность себе. “А если я разная, и где та настоящая я? А если я себя потеряла? А может быть, только, наконец, встретила?” Ну и конечно, про преступление и наказание. Да, и без «кто виноват?» и «что делать?» не обойтись.
 
В любом случае, нужно жить дальше. Жить с этим новым опытом, и новым я, и новыми мы…
 
Как это у них получится, рассказывать не буду, желающие могут посмотреть сами. Хотя не хотел бы, чтобы кто-то воспринял это как рекомендацию с моей стороны. Я вообще не очень люблю рекомендовать и советовать, я просто делюсь впечатлением, а этот фильм точно не для всех.
 
Но вот вопрос, который у меня возник почти сразу после просмотра: при чем тут верность? Фильм-то про неверность.
 
Может быть, потому «Верность», что фильмы под названием «Измены» уже были? Впрочем, и фильмов под названием «Верность» не мало. А может быть, потому, что мы все больше и больше чувствуем, как нам ее не хватает — верности. Как много вокруг ревности (так первоначально назывался этот фильм). Как много неверности. Как много нелюбви. После фильма Звягинцева «Нелюбовь» многим хотелось обнять покрепче своих близких. Не знаю, захочется ли быть более верными после фильма Сайфулаевой, но если просто захочется супругам поговорить друг с другом, особенно, если не все в порядке с сексом, это будет просто прекрасно.

Публикация о. Вячеслава Перевезенцева
от 20 декабря 2019 года на www.facebook.com

 
Ввернутся в рубрику:
О Культуре »