Про любовь.

«Про любовь».
Обратите внимание, что у фильма действуют возрастные ограничения на просмотр: 18+.

Фильм Анны Меликян «Про любовь» 2015 годаПосмотрели вчера фильм Анны Меликян «Про любовь» (2015). Только сегодня я понял, что есть уже и второй фильм этого режиссера с таким же названием «Про любовь. Только для взрослых» (2017), его я еще видел. Фильмы Анны Меликян («Русалка», «Звезда») мне всегда нравились и этот не стал исключением. Фильм очень забавный, интересно сделанный, прекрасные актерские работы (Р. Литвинова, В. Машков, М. Ефремов, Е. Цыганов, А.Бортич), музыка, смотрится просто на одном дыхании.
 
Собственно это такой альманах, ералаш, сборник новелл, а скорее анекдотов, объединенных одним городом — Москвой, и одной темой — Любовью.
 
Но, если с Москвой в фильме все обстоит очень замечательно. Москва у Анны Меликян великолепна, волшебна, прекрасна, чувствуется, как автор буквально влюблена в этот город и его жителей. То, с любовью, не все так просто.
 
Да, любовь это что-то очень важное, может быть самое важное в нашей жизни. Но что это такое? И есть ли она? Может быть это только игра гормонов, эволюционная ловушка, куда мы все с неизбежностью попадаем? На эту тему героиня блистательной Ренаты Литвиновой читает лекцию. Лекция очень живая, с хорошей обратной связью, экспериментами и с открытым финалом. Лекция проходит сквозным сюжетом через весь фильм, а сами истории являются своего рода иллюстрациями к этой лекции.
 
Истории очень разные, такие необычные и в то же время такие узнаваемые, грустные, но рассказанные с таким светлым юмором. Про каждую из них можно много думать, спорить, верить, не верить, но объединяет, как мне кажется, их одно — отсутствие любви при страстном стремлении к ней. Так сказать, неудача этого извечного порыва.
 
На одном православном сайте было написано, что «фильм говорит прямо, откровенно, открыто… о главной проблеме, которая сегодня так беспокоит всех художников. Правильно, о сексе», ну и, конечно, «идея фильма на поверхности: зло и грех — красиво, общепринято и нормально». Разве может быть, что-то доброе от либералов и модернистов?
 
Я не собираюсь дискутировать с этой точкой зрения, но, мне представляется, без относительно к комплексам и страхам этой части зрителей, стоит сказать, что фильм принципиально не про секс. Его в фильме почти нет и даже разговоров о нем немного.
 
И это совсем не случайно. Дмитрий Быков как-то говорил, что современная молодежь более просто относится к сексу. Секс перестал быть чем-то сакральным, «перестал быть табу и превратился в забавную гимнастику, которая, как говорила Лолита, «хороша от прыщиков». Сегодня секс — повод для знакомства или завершающая его часть, но никак не клятва, не обещание быть вместе и даже не новый этап в отношениях». Хорошо это или плохо? Это отдельный разговор. Но, очевидно, что авторов фильма занимает, интересует, мучает не проблема секса, а именно проблема любви.
 
И получается, что Анна Меликян за два года до Звягинцева сняла фильм «Про любовь», который про нелюбовь. Но в отличии от картины Звягинцева, где мы буквально погружаемся в эту жуткую атмосферу нелюбви и от того, так хочется что-то с собой сделать, чтобы этот морок исчез. У Анны Меликян совсем другая атмосфера — легкость, беззаботность, игра, самоирония. Да, любовь далеко, может быть даже не достижима, но ведь не искать ее нельзя и сам поиск, сама тоска по ней уже делают мир живым.
 
Но, самое главное, финал открыт, все еще может быть…

Публикация о. Вячеслава Перевезенцева
от 26 сентября 2017 года на www.facebook.com

 
Ввернутся в рубрику:
О Культуре »