Фильм «Мандарины»

Впечатлениями о фильме «Мандарины» поделился отец Вячеслав Перевезенцев.
Впечатлениями о «Мандарины» (художественный фильм грузинского режиссёра Зазы Урушадзе, вышедший на экраны в 2013 году) поделился отец Вячеслав Перевезенцев.

Недавно на «Киноклубе» посмотрели грузино-эстонский фильм «Мандарины» (2013 г.) Зазы Урушадзе, который вместе с «Левиафаном» Звягинцева и «Идой» Павликовского претендовал на «Оскара». И хотя мы стараемся смотреть кино хорошее, проверенное временем или наоборот новое, но главное глубокое и серьезное, редко бывает такая единодушная реакция. Фильм всем очень понравился. Кто-то заметил, что в этом году все фильмы, которые номинировались на «Оскар», были достойны награды.
 
Фильмы эти очень разные, снятые в разной манере, повествующие о событиях, происходящих в разных странах (Польша, Абхазия, Россия) и в разное время (60-е, 90-е, наши дни), затрагивающие, казалось бы, разные темы. Но есть и много общего. Во-первых, все это авторское кино, в самом общем смысле этого понятия, когда режиссер еще и пишет сценарий, а в случае «Мандаринов» он еще и продюсер, то есть видно, что за все в своей картине он отвечает сам. Во-вторых, в центре всех этих картин человек, стоящий перед выбором. А эта ситуация — самая интересная, экзистенциально насыщенная для тех, кто хочет понять человека. И последнее, но не менее важное: все эти фильмы вызвали у себя на родине неоднозначную реакцию, их создатели были обвинены в непонимании своей истории, заведомом ее искажении, клевете на свой народ, короче, в «непатриотизме».
 
«1992 год, Абхазия. Древнее эстонское село, расположенное в живописном месте между горами и морем, опустело — эстонцы вернулись на свою историческую родину. Остались только хозяин тарного цеха Иво, его сосед, владелец мандариновой плантации Маркус и местный доктор Юхан, который уже готов покинуть селение. Маркус также собирается уехать в Эстонию, но лишь после того, как будет собран урожай мандаринов. Война доходит до села, происходит боевое столкновение между грузинами и абхазцами. После боя Иво и Маркус находят одного оставшегося в живых чеченского наёмника по имени Ахмед, который воюет на абхазской стороне. Иво забирает Ахмеда к себе домой, чтобы его вылечить. Ночью, хороня погибших, Маркус обнаруживает, что, несмотря на тяжелое ранение, в бою выжил и один грузин — молодой парень Ника. Его тоже относят в дом Иво. Так под одной крышей оказываются бойцы противоборствующих сторон».
 
Как видим, сюжет фильма «Мандарины» предельно прост и не нов. Первое, что приходит на ум — рассказ Л.Толстого «Кавказский пленник». Межнациональная рознь, ненависть, жестокость войны. И все же в войне участвуют люди, как с одной, так и с другой стороны. Осталось ли у «человека с ружьем» что-либо человеческое? Способен ли он на верность своему слову и на доверие, благородство, великодушие, дружбу? Автор фильма, вполне в русле гуманистической традиции, отвечает на все эти непростые вопросы. И делает это не прямолинейно, без излишнего морализаторства, очень органично. Наверное, это самое сложное для художника, который стоит перед такого рода задачей, уж больно сильна у нас аллергия на всякого рода нравоучительство. Как же добивается режиссер такого эффекта? Я бы обратил внимание на два момента.
 
Во-первых, действие фильма, начинающегося очень неспешно, осторожно, постепенно, ближе к концу приобретает стремительный и, что очень важно, неожиданный характер. Т.е. фильм очень быстро вовлекает зрителя, заставляет его переживать, и не отпускает до конца, а это и есть главное лекарство от морализаторства. Если бы надо было определить жанр «Мандаринов», я бы сказал, что это психологический триллер с эстонцем в главной роли.
Во-вторых, в отличие от многих современных фильмов, где, подобно Диогену, нужно буквально с фонарем искать положительного героя, в этой грузинской картине он налицо. Правда, лицо его не грузинское, а эстонское, но, как не раз повторялось в этом фильме, «какое это имеет значение?». Старик Иво, эстонец, мастерящий ящики для мандаринов в своей столярной мастерской, предки которого уже больше 100 лет живут в Абхазии (его прекрасно играет Лембит Ульфсак, незабвенный Паганель из «Детей капитана Гранта»), по всем критериям подходит под образ героя нашего времени. Мудр, спокоен, бесстрашен, бескорыстен, с чувством юмора, и все это на фоне страшной беды, которая так нежданно ворвалась в его жизнь и на фоне того безумия и жестокости, охвативших его соседей, вчера еще вполне мирных жителей. Откуда он такой, что придает ему такую силу, заставляющую вооруженных боевиков беспрекословно его слушаться? Мы почти ничего не знаем о его прошлой жизни, кроме того, что он все годы прожил в этой эстонской деревне в Абхазии, где родились и его предки. Знаем, что в Эстонию уехала после начала войны его внучка-красавица, которая, как он сам говорит, «для него все». Только в конце фильма мы узнаем, что на этой войне погиб его сын (отец внучки?), он пошел защищать свою землю от грузин, начавших эту страшную войну. Конечно, характер человека формируется очень рано и вряд ли что-то может существенно повлиять на него на склоне лет. И все же, я думаю, что тот факт, что Иво остался на этой земле один, имеет важное значение. «Выпьем за смерть», — произносит он тост за дружеским ужином. Да, тем самым он хочет донести до своих молодых гостей, волей провидения оказавшихся в его доме, что они — дети войны, а значит и дети смерти. Что война, в какие бы она одежды ни рядилась, а она всегда будет искать эти одежды (справедливости, неизбежности, священности), всегда несет за собой смерть. Но он хочет выпить за смерть еще и потому, что она сделала его тем, кто он есть. Она отняла или разлучила его со всем, что было ему дорого — теперь уже ничего не связывает его с этим миром, вот только хорошо бы собрать мандарины, дабы последний его товарищ, сосед Магнус, вернулся в Эстонию с чувством выполненного долга.
 
«Важно не то, что с нами происходит, а то, что мы делаем с тем, что с нами происходит». Кого-то смерть ломает, кого-то ожесточает, а кому-то, как Иво, напоминает, что все мы здесь на земле просто люди и именно потому, что мы смертны, нам надо об этом не забывать. Потому что «только это и имеет значение». А человеком человека делает не то, какая в нем течет кровь, не то, какую веру он исповедует, не то, под какими лозунгами он воюет, а то, о чем написано в притче о Страшном Суде в Евангелии от Матфея, которое мы слышим каждый раз перед началом Великого Поста(Мф.25:31-46). А еще в Евангелии написано: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих»(Ин.15:13). А если кто умирает за врага своего, еще вчера мечтающего только об одном — убить тебя, это ли не предел любви?
 
Хочется еще сказать, что не только главный герой, но и все остальные персонажи этого фильма очень симпатичны. И простоватый чеченский боевик Ахмет, воюющий за деньги, но в доме Иво с легкостью расстающийся со своим заработком наемника ради помощи совсем незнакомому человеку. И молодой грузинский солдат из актеров, доказавший своему другу-врагу, что грузины все-таки умеют воевать, и наивный хозяин мандариновой плантации Магнус, оставшийся без крыши над головой, но отказавшийся взять деньги Ахмета, полученные за такую страшную работу.
 
Может быть, даже чересчур много положительных героев? Может быть. И, наверно, в реальной жизни все не так обнадеживающе. Но это искусство, а оно, как известно, не только отражает реальность, но и преображает ее. Вот это ощущение преображения, победы света над тьмой, несмотря на вроде бы торжествующую тьму и есть главное впечатление от этого замечательного фильма, с таким новогодним названием «Мандарины». В новый год мы желаем друг другу счастья, а после этого фильма вспомнились слова А.Тарковского, сказанные им во время съемок «Ностальгии»: «В конце концов, счастье — не главное».
 
P.S. Это из интервью Зазы Урушадзе: «Моя картина не должна восприниматься как политический манифест, произведение, утонувшее в повседневных распрях между государствами. Это, прежде всего, история о людях, которые оказались в ситуации, превышающей их возможности, что приводит к тому, что они теряют свою человечность, — так сам Урушадзе рассказывает о своем фильме. — В своем фильме я бегу от политики, я хочу показать, прежде всего, значение той ценности, о которой в конфликтных ситуациях забывают. Ценности человечности… Именно об этом фильм — о человечности. О том, что мы очень легко способны забывать, отрекаться от самих себя, даем собой манипулировать, что на самом деле не имеет большого значения. Мы забываем о том, что все мы люди. Возможно, другого происхождения, из другого государства, другой веры, но всегда — люди. Это главное послание моего фильма — чтобы мы помнили, что самое главное — оставаться человеком».
 
А здесь, кому интересно, реакция в Грузии на фильм. Точнее, одно из мнений (были и очень положительные).

Источник:
 — Страничка протоиерея Вячеслава Перевезенцева на www.facebook.com
 

Картинка с сайта http://eastbook.eu/ru

 

 
Ввернутся в рубрику:
О Культуре »