Любовь подлинная и мнимая.

Впечатлениями о фильме «Беги, Лола, беги» (1998)
делится о.Вячеслав Перевезенцев:

Мне фильм понравился и постараюсь написать почему. Фильм, конечно, не шедевр. Кадр из фильма Беги, Лола, бегиСтилистика, в которой он снят (такой большой, очень динамичный клип) мне не близка, я больше люблю другое кино. Думаю, что разговор о форме, о художественном языке, здесь более чем уместен. Но дискуссия на тему формы и содержания очень сложна и я сейчас к ней не готов. Могу сказать одно — это фильм очень органичен, целостен, о тех вещах, о которых он пытается говорить можно говорить на таком языке.
 
Действие фильма могло происходить в любом городе мира, такое случиться могло с каждым из нас. Главная героиня обыкновенная молодая женщина — Лола, которая сталкивается с необыкновенной ситуацией — за 20 минут ей надо достать 100000 марок, что бы спасти любимого человека. Услышав по телефону истерическую просьбу о помощи своего друга Мани, который оставил в метро пакет с большими деньгами, принадлежавшими его шефу-бандиту, она слышит, кроме того, обвинения в свой адрес «почему ты не приехала?» и стенания на тему, что все кончено и ни чем помочь нельзя, Лола говорит — «заткнись, я приеду и помогу». Надо сказать, что Мани себя уже приговорил и, правда, что можно сделать за 20 минут, даже в большом городе. Лола думает, думает очень быстро, и затем начинает действовать, то же быстро, а именно бежать. Мне кажется, режиссеру удалось передать этот бешеный темп, эту энергетику, динамику действия, эмоциональную и экзистенциальную напряженность ситуации. Можно ли было найти другую форму выражения, не знаю, но эта мне показалась адекватная. Лола бежит, она думает только о том, как успеть, где взять эти деньги, ей не важно как, любые средства хороши — в итоге не удача, не просто не удача, а катастрофа, она погибает от пули полицейского (как бы случайно).
 
Но, как сказано в эпиграфе к фильму «Конец игры, есть начало игры» и все начинается с начала. Ей дан еще один шанс. События разворачиваются иначе, не менее динамично и заинтригованно, но конец тот же. Теперь уже смерть Мани под машиной скорой помощи (тоже вроде случайно). Неужели все предопределено и человек во власти рока? «Беги Лола не беги… все по барабану» так, кстати, думает Мани.
 
И вот третий шанс. Лола опять бежит, но в отличие от первых двух попыток она бежит зряче (она перепрыгивает ногу пацана с собакой в подъезде, оббегает женщину с коляской, и колонну монахинь) и главное, когда она увидела, что отец уезжает (а ее надежда была только на него), она не отчаивается, а продолжает бежать, но притом начинать молить Бога «Помоги мне, хотя бы один раз, я пока буду дальше бежать, я жду, жду, жду». Она уже не знает куда бежит, из состояния транса ее выводит грузовик, который чуть не задавил ее, она останавливается, приходит в себя и видит казино. Случайность? Со сто марками в кармане она играет в рулетку, при этом она не просто смотрит за игрой, а делает все, что может, то есть напрягает все свои силы, все — получается истошный крик, вопль. Она, как вы догадались, выиграла. Случайность? Лола успевает, хотя вроде бы это и не нужно, Мани нашел свой пакет и вернул его бандиту. Хеппи енд.
 
О чем же, как мне видится, фильм? О женщине, с одной стороны очень обыкновенной, она не супермен, а с другой стороны очень редкой, очень цельной, сильной, умеющей любить. Ибо как недавно я прочитал в «Фоме» любовь это не эмоции. Я бы сказал, любовь — не только эмоции, но усилие воли, действие. Ее друг, инфантильный молодой человек, не способен жить ответственно и по настоящему любить (об этом замечательно говорят его диалоги с Лолой в постели) сам ставит себя на грань пропасти, и начинает скулить и обвинять, но она «не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла… все покрывает, всего надеется,..» Она действует, потому что она любит и хочет спасти свою любовь. Итак, этот фильм о любви, о любви настоящей (Лола) и поверхностной (Мани).
 
Этот фильм ставит вопрос о фатуме, роке, предопределенности в нашей жизни. Что мы можем изменить? И как мы что-то можем изменить? Надо открыть глаза, надо думать, надо делать все, что зависит от нас и понимать, что все в руках Божьих. Мы становимся свободными (в том числе и от рока), только тогда, когда мы с Богом. Может быть, мне все это показалось и автор не о чем таком не думал? Так бывает, если это настоящее искусство.
 
Первые две новеллы фильма напоминают мне о банальной истине — нельзя идти к цели (даже очень хорошей) любыми средствами. Что посеешь, то и пожнешь.
 
И еще совершенно замечательный эпизод. Лола, уже с деньгами, после казино бежит к Мани и залезает в машину скорой помощи, в ней доктор делает искусственное дыхание умирающему человеку. Она почти у цели, но это человек протягивает к ней слабеющею руку и она ее берет, на недоуменный вопрос доктора, что она здесь делает, она отвечает «я с ним». Больной приходит в себя. Случайность? Мне вспоминаются, в связи с этим, слова, которые так часто любил повторять митр. Антоний: «Какое самое важное время в твоей жизни? Какой самый важный человек в твоей жизни? Какое самое важное дело твоей жизни? Время — это то, что сейчас, человек, тот, кто сейчас передо мной, а дело, то, что я сейчас могу для него сделать». Причем, все это показано удивительно не навязчиво, кратко, но так ясно.
 
Можно вспоминать и еще какие-то детали, в фильме их много. Замечательная игра актеров, а это тоже важно для восприятия кино. Музыка мне не очень понравилась, мне кажется, она как раз отставала от динамики фильма. И еще, фильм вроде бы снят для молодежной и подростковой аудитории, и я немного боялся, что там будут всякие сцены ниже пояса и тому подобное, ничего этого не было. Увы, это не часто бывает в современном кино.

о.Вячеслав Перевезенцев

Картинка с сайта www.kinopoisk.ru
Ввернутся в рубрику: О Культуре »
 
«
»