«Достигайте любви!» – это призыв апостола из сегодняшнего чтения за Литургией(1Кор.14:1). Этими словами заканчивается Гимн Любви ап. Павла(1Кор.13:1-13), может быть самый известный отрывок из всех его посланий.
Кому-то может показаться, что этот призыв подобен расхожему пожеланию «Будь счастлив!» Чувствуешь, что тебе желают чего-то хорошего, но чего именно, не очень понятно.
И вот, апостол поэтому, как мне кажется, дает такое развернутое определение любви. Любое определение, это всего лишь границы. Суть никакими определениями исчерпать не возможно, часто определение даже и не прикасается к этой сути, у него другая задача. А именно, показать, что позволяет находиться внутри этих границ, а что не пускает внутрь.
Любовь это такое состояние, в котором человек пребывает. Состояние, которое с неизбежностью проявляется в человеке, имеет последствия и наоборот с чем-то никак не совместимо. Как, например, когда человек впадает в азартное состояние он бывает возбужден, не терпелив, раздражен и т. д., а человек в состоянии веселья не бывает грустен или сосредоточен.
Итак, по ап. Павлу, когда человек любит он непременно обладает:
– терпением;
– милосердием;
– радуется истине;
– все покрывает;
– всему верит;
– все переносит.
Конечно же, не только так проявляется любовь, но апостол отметил именно эти ее черты.
А вот, то, что по ап. Павлу, с любовью никак не совместимо:
– зависть;
– превозношение;
– гордыня;
– зломыслие;
– радость о неправде;
Опять же, много чего еще несовместимо с любовью, но апостол указал на эти наши черты.
Очень важно, что состояние любви очень целостное (холистическое), тотальное состояние. И это касается не только того, что оно захватывает человека целиком и его дух и душу и тело, но и то, что оно имеет отношение ко всему жизненному миру любящего человека, а не только к тому кого он любит. Именно поэтому, «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец»(1Ин.4:20). И именно поэтому и терпение, и милосердие, и доверие, и отсутствие зависти, превозношения, зломыслия относится не только к тому кого я люблю, но и ко всем.
Кто-то может удивиться, что ап. Павел ничего в своем определении любви не говорит о жертвенности. Вот он, казалось бы, главный критерий. Да, не говорит, но разве долготерпение, милосердие, доверие, несение тягот не есть проявление именно жертвенности?
И потом, как тут не вспомнить его же слова из этого Гимна Любви: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы»(1Кор.13:3). Значит не любовь меряется жертвенностью, а жертвенность любовью. Впрочем, как и все, по ап. Павлу, меряется ею.
И еще, об одной важной стороне любви – о свободе.
У ап. Павла нет этих слов, но я думаю он не был бы против них – Любовь не принуждает, любовь вдохновляет…
Недавно в интернет проекте «Изм.» меня попросили ответить на следующий вопрос – «Безумная любовь. Болезнь или дар свыше?»
Ответ должен быть очень кратким и потому я остановился всего лишь на одной детали, но, как мне кажется, самой главной, которая отличает подлинную любовь от безумной любви или страсти, – на свободе.
«Безумная любовь, или как наверно можно было ещё назвать это состояние – страсть. Нарушает ли она какие-нибудь православные нормы? Если под нормой мы понимаем христианский идеал, который, конечно же, есть любовь, то да. Страсть – это совсем не то же самое, что любовь.
Как можно с ней справиться? Ответ прост, но достичь его не легко. Надо научиться любить. Чем отличается страсть от любви? Здесь можно было бы много говорить – я только лишь один аспект затрону, он мне представляется очень важным. Страсть – это прикованность одного человека к другому без внутренней свободы, без той свободы, которая как раз и даётся человеку в настоящей, подлинной любви. Именно поэтому страсть, обрекает человека на страдания – и того, кто думает, что любит и предмет его любви. Потому что она не готова дать свободу тому, кого любит. Страсть, боится свободы как …измены. А любовь не боится, любовь вообще не боится – давать, она не боится отпускать, хотя это бывает очень непросто. Любовь любит отпускать любимое на свободу. А страсть душит и тяготит, это такое мучительное, болезненное иго. И про любовь можно сказать, что она иго или бремя, но это, то иго и то бремя, про которое Христос казал, что «оно благо и легко есть»».
Призвал нас почти 2000 лет назад мудрец из Тарса, ибо, как сказал наш современник, великий поэт, которого мы сегодня вспоминаем:
Значит и не жил, и не дышал!»
Публикация о. Вячеслава Перевезенцева
от 25 июля 2018 года на www.facebook.com