Человек, который разучился или не умеет играть — или святой, или несчастный

«Человек, который разучился или не умеет играть
— или святой, или несчастный»

То, что футбол объединяет — это прекрасно, то, что он становится поводом для унижения других — страшно
(Протоиерей Вячеслав Перевезенцев | 3 ИЮЛЯ 2018 года)

Протоиерей Вячеслав Перевезенцев — о том, почему, играя и смотря футбол, нужно чувствовать грань игры, и почему после ее окончания нужно видеть человека.

На протяжении этих дней меня уже не раз спрашивали… про футбол. Сразу скажу, что меня всегда удивляют подобные вопросы, не важно, про футбол они или про балет. Казалось бы, давно сказано: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6.12)… Если футбол, балет, садоводство, ЗОЖ или политические баталии обладают тобой, то это повод серьезно задуматься над своей жизнью. И на самом деле разобраться в этом не так сложно, было бы желание.
 
И все же про футбол.
 
Дело в том, что футбол в мою жизнь вошел очень рано, лет с 7-8 я начал играть, с 10-11 болеть. Играю и болею до сего дня. В юношестве играл вполне серьезно, на первенство Москвы, затем за факультетскую команду и за сборную института, уже в Черноголовке играю круглый год пару раз в неделю. Болеть начал серьезно с чемпионата Европы 76-го, когда чехи в финале обыграли ФРГ, но главным образом с чемпионата мира в Аргентине 78-го года, когда моя любимая Голландия проиграла в финале хозяевам с великолепным Марио Кемпесом.
 
Ну а любимым моим чемпионатом до сих пор остается испанский 1982 года, он пришелся на выпускные экзамены в школе, и я даже не пошел на один экзамен, чтобы посмотреть матч Гондурас — Югославия (югославы забили с пенальти за 2 минуты до конца и оставили Гондурас за бортом). Полуфинальный матч Франция — ФРГ, особенно дополнительное время, выход Румменигге, я помню так, как будто я его смотрел вчера. И потом много чего еще было…
 
Пишу я это для того, чтобы было ясно — я люблю эту игру и, смею думать, кое-что в ней понимаю. Может быть, именно поэтому меня иногда раздражают как восторги, так и проклятия тех, кто, очевидно, просто не очень понимает сам предмет своего восхищения или недовольства. Наверно, это нормально, нечто подобное, думаю, происходит и с меломанами, и с балетоманами, и с политологами…
 
К спорту, тем более большому, можно относиться очень по-разному. Мне очень близко отношение о. Александра Шмемана из его «Дневников»:

«Вчера вечером по телевидению — зимняя Олимпиада в Lake Placid. Американская победа над непобедимой русской командой hockey. Невероятный восторг во всей Америке. Следили с Л. с замирающими сердцами. Меня всегда восхищает эта победа человека над «плотью». Спорт — это последняя реальность homo ludens. Как и в 1976 году, это ежевечернее любование конькобежцами, лыжниками и т.д. По-настоящему очищает».

И хотя к спорту у меня отношение очень хорошее и к нему я причастен не только как телезритель (у меня 1-й взрослый разряд по лыжам и легкой атлетике), все же футбол для меня именно игра. В этом, как мне кажется, вся его прелесть, в хорошем смысле этого слова, его тайна.
 
Какое место в жизни человека занимает игра, я писать не буду. Скажу только, что человек, который разучился играть или не умеет играть… или святой, или несчастный. Хотя, может быть, и у святых есть свои игры.
 
Замечательный психолог Д. Эльконин, крупнейший отечественный специалист по возрастной психологии, так определяет основной мотив игры ребенка — стремление малыша действовать как взрослый. «Не быть взрослым, а действовать как взрослые». И вот я думаю, что игра для взрослого имеет схожие мотивы. «Не быть ребенком, но действовать как ребенок».
 
Я не буду здесь вспоминать слова Спасителя: «Будьте как дети!», они не совсем про это, но игра — это именно возможность войти в такое взаимодействие с собой, с другими, пережить такие эмоции, сделать такие выборы, которые в реальной жизни или очень затруднительны, или просто невозможны, а может быть, и очень опасны.
 
Очень важно, что игра имеет свои границы, свои правила, и плохо, когда эти границы нарушаются. Мы можем бескомпромиссно биться друг с другом на футбольном поле, желая одолеть соперника, но после окончания игры он уже не соперник, он просто человек.
 
Как правило, спортсмены хорошо чувствуют эту грань, болельщики — намного хуже. Это проблема. Проблема, которой пользуются политтехнологи, идеологи и просто плохие журналисты, манипулируя сознанием миллионов людей. Отвечает ли за это футбол или футболисты? Ровно в той же степени, как оружейник отвечает за то, каким образом будет использоваться его оружие.
 
То, что футбол является источником радости для миллионов людей, — это прекрасно. То, что у этих миллионов не много поводов для радости помимо игры, — это печально.

То, что футбол объединяет миллионы людей, — это прекрасно. То, что он становится поводом для унижения, превозношения над другими, — это страшно.

Но все в наших руках, точнее, в наших сердцах, а не в круглом мячике.
 
И два слова по поводу нашей вчерашней исторической победы:

— я очень рад за ребят;
 
— я рад за то, что они принесли радость очень многим в нашей стране;
 
— я рад, что увижу еще один матч с нашей сборной на этом прекрасном футбольном празднике;
 
— наши футболисты сыграли очень дисциплинированно и достойно, при такой огромной разнице в классе по-другому играть трудно;
 
— мне жаль, что на этом празднике больше не будет испанцев;
 
— мне жаль, что команда, которая не столько играет, сколько просто бьется и умирает на поле, побеждает ту, которая умеет играть, и я бы очень не хотел, чтобы повторилась история 12-летней давности, когда Греция стала чемпионом Европы;
 
— мне очень жаль, что эта победа вызывает подъем не только прекрасных человеческих эмоций, но и мерзкого «патриотического» угара и просто пошлости.

Играйте в футбол, смотрите футбол, но помните, что это всего лишь игра…
 
Слава Богу, что она есть, но не дай нам Бог заиграться и… проспать жизнь.

Источники: www.pravmir.ru