Ильин день для нашего прихода особый. Именно в этот день с молебна пророку Илье 137 лет назад в 1881 году началось строительство нашего Никольского храма. До этого на этом месте начиная с начала XVI века стояли храмы деревянные, последний их них сгорел в начале Великого поста 1881 г.. Через пять лет строительство нового каменного храма было завершено, а день начала строительства стал среди прихожан особенно памятным, праздничным, жители села Макарово в этот день не работали, для них это был своего рода престольный праздник.
Илья самый чтимый на Руси Ветхозаветный пророк, что не удивительно, ведь он сподобился беседовать со Спасителем на Фаворе, он первый из людей совершил воскресение мертвого, и он живым был взят на Небо. Первый храм на Руси в Киеве был посвящен именно Илье пророку и построен еще до крещения Руси в 945 г.
В истории пророка Ильи, которая так подробно изложена в книгах Царств, наверно более всего потрясает посрамление им пророков Вааловых, которое начинается с гневного обращения к народу:
– Долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте.
– И не отвечал ему народ ни слова(3Цар.18:21).
И что тут ответишь? И до сего дня, народ, т.е. мы, все хромаем на оба колена…
Не раз мне приходилось сталкиваться с недоумением и даже возмущением тех, кто дочитывал эту историю до конца. Как же мог Божий пророк сотни людей собственноручно взять и заколоть, даже если это какие-то Вааловы жрецы?(3Цар.18:40) А как можно было испросить огонь с Неба и попалить пятьдесят человек, да еще и не один раз, даже если они и пришли отвести его к нечестивому царю?(4Цар.1:9-16)
Мне кажется недоумение это правильное и скорее, его отсутствие было бы для меня странным.
На это недоумении исчерпывающим образом ответил Сам Спаситель. Евангелист Лука рассказывает историю, которая произошла на пути Господа в Иерусалим на свою последнею Пасху. Проходя через Самарию, скорее всего сразу после Преображение на г. Фавор, свидетелем которого был и пророк Илья, Он послал двух Своих учеников Иакова и Иоанна в селение, дабы они приготовили для них ночлег, но самаряне, которые как известно с «иудеями не общались» прогнали их. Возмущенные ученики сказали Учителю:
– Господи! Хочешь ли мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как Илья сделал?
Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал:
– Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не погублять души человеческие, а спасать(Лк.9:51-56).
Не знаете какого вы духа. Они, его ученики, и правда, тогда еще не знали. А мы?
Здесь, в этих словах спасителя я вижу и ответ на еще одно часто возникающее недоумение. Как понять слова Спасителя о Иоанне Крестителе, который пришел «в духе и силе Илии»(Лк.1:17) о том, что «меньший в Царстве Небесном больше его»(Мф.11:11)? В Царстве Небесном те, кто имеют дух Христов.
А где же те, кто не сподобился получить этого духа, да и не знал о нем ничего, но отличился великой ревностью о славе Божией, подобно пророку Илье? Вот, как об этом говорится в каноне пророку Илье, который мы вчера слышали за Всенощной:
«Сам Господь рече: понеже Илия человек жесток еси, согрешающу Израилю терпети не можеши, взыди ты ко Мне, да Аз доле сниду».
Вот так, ты побудь на Небе, ибо жесток и терпеть не можешь согрешения, а Я сниду на землю, чтобы взыскать погибших(Лк.19:10).
А уже сегодня я понял из поста Александра Ткаченко, откуда составители канона взяли эту дерзновенную мысль. Из слова свят. Иоанна Златоустого о пророке Илие:
«Видя Илию не проникающимся человеколюбием к наказуемым, Он удаляет пророка от сожительства с грешниками. Я, говорит, о, Илия, знаю твою ревность, признаю твои требования, но Я милую и грешников, как скоро они наказываются сверх меры. Ты строгий судья благочестия, а род людской постоянно грешит. Остается, значит, разлучить вас друг с другом. Иди хотя на небо, раз не можешь выносить грешников, а Я переселюсь на землю. Если ты и на дальнейшее время останешься с грешниками, то весь род человеческий истребится, постоянно подвергаясь от тебя наказаниям. Что же? Иди хотя на небеса, о, Илия! Не может огонь обитать вместе с тростником. Я дам тебе в сожители безгрешных, Я поселю тебя с ликами ангелов. Переселяйся на небеса, а Я поселюсь с грешниками, Я могу носить на плечах Своих заблудшую овцу и всех грешников, призывая: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, Я не наказывать вас буду, но Я успокою вас(Мф.11:28). Ему слава во веки веков. Аминь».
Публикация о. Вячеслава Перевезенцева
от 2 августа 2018 года на www.facebook.com