№89. Думаете ли вы, что…


Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.

Сегодня поздно открыл Евангелие, а отрывок оказался очень важным.

«В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
 
Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
 
Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
 
Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
 
Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́к же погибнете»
(Лк.13:1-5).

А ведь и мы думаем… А как тут не думать? Когда даже не ум, а душа мечется в поисках ответа — почему? За что? Мечется, потому что невыносимо именно это непонимание. Наш «евклидов ум» не выносит непонимания, он требует объяснения. Объяснить, значит понять, понять — значит простить, простить — значит успокоиться. Пусть не все хорошо в «наилучшем из возможных миров», но хотя бы все понятно.
 
Думаем, думаем, а ведь ничего нового, кроме «он согрешил или родители его»(Ин.9:2) придумать не можем.
 
Успокоиться можно, конечно, и по-другому. «Абсурдно, что мы родились, абсурдно и то, что умрем» (Сартр). Абсурдно, значит бессмысленно, и мучаться всякими «почему» и «за что» тем более бессмысленно, надо просто жить. Хотя и для того, чтобы просто жить, по крайней мере, по мнению Альбера Камю, необходимо ответить на один вопрос (как он считал, главный вопрос всей философии):

«Стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить?»

Покой и внутренняя безмятежность — это, конечно, прекрасно, но, может быть, иногда важнее обеспокоенность и вопрошание?
 
Вопросы, вопросы… Кому мы их задаем, если задаем? Кому их задавать, как не Тому, Кто имеет глаголы жизни вечной»(Ин.6:68) и Сам есть «путь, истина и жизнь»(Ин.14:6)? Нам так часто кажется, что Бог молчит, но может быть, это от того, что мы не перестаем говорить, а ведь Кьеркегор, скорее всего, был прав, говоря: «подлинная немота не в молчании, а в разговоре». В разговоре, добавлю я, где не умеют слышать другого.
 
Так и Бог — не столько молчит, сколько мы Его не слышим, продолжая вопрошать.
 
А ведь ответ есть, точнее, их даже два. Один был дан еще древнему Иову. Лучше всего этот ответ понял Клайв Льюис, одна из героинь которого говорит:

«Теперь я знаю, Господи, почему Ты не отвечаешь. Перед ликом Твоим умирают все вопросы».

Ответ библейской книги Иова: ищи не тех или иных объяснений, а Самого Бога. Слов, которые тебя успокоят, ты, может, и не найдешь, но они могут больше и не понадобиться.
 
Евангельский ответ несколько иной. Если книга Иова обращает нас, израненных вопросами, к Богу, то Сам Иисус обращает нас самим к себе. «Если не покаетесь…» Ты, правда, хочешь знать почему? Загляни в себя, честно, мужественно… и опять же, ты можешь не найти там, в своей жизни слова, но ответы найти точно сможешь, а главное, найдешь, чем заняться в перерывах между словами.
 
Если ты найдешь правильные слова, которые смогут объяснить тебе то или иное зло, ты обретешь покой, но больше точно ничего не изменится и зло никуда не денется. А если ты сможешь изменить себя (покаяние) и встретить Бога, то мир точно не будет прежним и, может быть, хоть немного, но зла в нем станет меньше.

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 21 ноября 2019 года на www.facebook.com

 
Ввернутся в рубрику:
Дневник »