№87. Примирение с собой и не только

Примирение с собой и не только.
Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.

Антонина ПеревезенцеваТринадцать лет назад, таким же промозглым ноябрьским утром, как сегодня, я вышел на берег Яузы в районе Лефортово после долгой бессонной ночи, немного уставший и бесконечно счастливый. Было воскресное утро, тот редкий, почти небывалый случай, когда я встречал его не в храме. Причина была уважительная. У нас родилась дочь — Тонечка.
 
И хотя у нас уже был какой-никакой опыт, и мы основательно готовились, все пошло не так. Профессорша, которая готовила Дашу к родам (и не просто уверявшая ее, а грубо настаивавшая на том, что волноваться в данном случае — просто глупость; прекрасная, кстати, психотерапия, жаль только, что не работает), к нам опоздала, и все случилось без нее, и это явно был хороший знак. Доктор не приехал, положиться не на кого, кроме как на Него… и в эту воскресную ночь я молился как никогда…
 
Мы были с Дашей вместе, но писать про то, что свершалось на моих глазах, я не буду. Нет у меня таких слов. Да и нужны ли они, когда совершается Чудо?
 
А если чудо, то, значит, должен быть смысл, именно этим чудо отличается от фокуса. И смысл был, он был очень густой, этот смысл. Я, может быть, никогда не ощущал себя настолько чело-веком (лицом, обращенным к вечности), как в это воскресное утро, держа на руках новорожденного младенца. Не просто нового человека, пришедшего в мир, а свою дочь.
 
В этом кратком воспоминании неуместно приводить все то, что пыталось тогда хоть как-то уместиться в моем сознании. Вопросы, сомнения, надежда… БЛАГОДАРНОСТЬ!
 
Слава Богу, есть люди, у которых есть дар распутывать эту сложность и помогать нам понимать, что происходит с нами. Еще до рождения Тони, но уже после рождения Тимы я прочитал совершенно гениальную книгу философа, нашего современника, Михаила Эпштейна «Отцовство». Это своего рода дневник-размышление, который ведет мыслитель со дня рождения своей дочери. Я очень советую его почитать даже тем, кто уже давно вырастил своих дочерей и сыновей, ну, а тем, кто еще так счастлив, что растит, тем более. На то это и размышления и наблюдения философа, что с ними можно и не соглашаться, но мне лично очень многое близко, например, это:

«Ведь мы, в сущности, представляли своего будущего ребенка таким, будто он не от нас, а от других родителей. Людей привлекательных, но загадочных и чужих. Ну в самом деле, откуда у нас мог родиться худой, отрешенный, беспечно-рассеянный, с удлиненным лицом — в кого? Это, скорее всего, было блуждание нашего духа, которому мы придали зримые очертания, — духа мечтательного, который как бы отталкивался от того, что мы есть на самом деле. Ребенка мы неосознанно представляли совсем на нас непохожим, искуплением нашего несовершенства. А получилось — именно в плоть и кровь нашу, и так оно и должно быть: чтобы мы не мечтали от самих себя отделаться, чтобы мы свое сумели полюбить.
 
Кажется — трудная ли наука! Но ведь большинство родителей так и считает, что дети им даются для исполнения несбывшихся надежд, для переиначивания своей неудавшейся судьбы. Чего нет во мне — пусть будет в нем. За мои недостатки пусть ему воздастся. Но может быть, ребенок для того и дается, чтобы мы, недовольные собой, вдруг сумели бы полюбить себя, точнее, полюбить в ребенке то свое, что мы в себе не любим. Хорошо ли это — любить себя и свое? не гордыня ли? Теперь я думаю, что гордыня — это НЕ любить себя, каков есть, роптать на Бога, взывая к лучшим дарам, иной участи.
 
И вот дети нам даны, чтобы мы к себе обратились, руки свои загребущие и глаза завидущие от чужого бы отвели — и вдруг восхитились бы тем, что в нас самих заложено. В труде нашего самоуважения дети — первые помощники. Ведь невозможно в своем ребенке не полюбить даже и того, что в себе не нравится: и неказистости, и норовистости, и родимых пятнышек — тут всему сыщется оправдание и умиление, словно забытый смысл просвечивает сквозь груду случайных подробностей. В ребенке мы видим себя как на переводной картинке: что казалось тусклым и скучным, здесь радует чистым блеском.
 
Я бы так определил родительство: искусство примирения с собой».

Пусть лично для меня это искусство и не так актуально ( я никогда с собой не враждовал), но знаю точно, для многих это — насущная потребность. Но мне точно необходимо учиться любить в других то, что мне не нравится. Точнее, и это очень важно, учиться любить других, даже если мне в них что-то не нравится. И наши дети дают нам прекрасную возможность практического освоения этой науки.
 
Ну а Даше и Тоне моя благодарность в этот их день, они раскрасили и раскрашивают мою жизнь удивительными красками, надеюсь, у них этих красок еще много и они останутся такими же щедрыми!
 
Многая лета!!!

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 19 ноября 2019 года на www.facebook.com

 
Ввернутся в рубрику:
Дневник »