№84. Не ради Иисуса, а ради хлеба вкуса

Не ради Иисуса, а ради хлеба вкуса
Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.

Вчерашнее воскресенье совпало с памятью свят. Дмитрия Ростовского. В его житии мне запомнился один эпизод. Святитель очень любил детей и скорбел, если не видел их в храме. После каждой службы он старался детям раздавать конфеты. Тогда они были большой редкостью, и детей на его службах было много…
 
А вот взрослым своим прихожанам он как-то сказал с амвона очень резкие и нелицеприятные слова:

— Вы здесь не ради Иисуса, а ради хлеба вкуса!

После службы владыко устраивал трапезу и многие приходили только ради нее. То, что нормально для детей, не годится для взрослых. Апостол Павел взывает: «Братия! не будьте дети умом… по уму будьте совершеннолетни»(1Кор.14:20).
 
Наверное, святителю Димитрию были открыты помышления сердец своей паствы и потому он мог сказать такие суровые слова. У нас, и слава Богу, нет такого дара. Чужое сердце для нас — потемки. А свое? Про себя мы точно понимаем, ради чего мы сегодня здесь в храме?
 
Увы, мотивы могут быть очень разные и очень важно их отслеживать, чтобы не обманывать себя. Внешне все может выглядеть очень благочестиво и пристойно. Мы ходим в храм, молимся, постимся… но ради чего? Не спешите с ответом, просто подумайте…
 
Есть такой анекдот:

в вагоне поезда разговорились два человека, священник и мужчина благочестивой наружности с такой же окладистой бородой, что и у батюшки.
 
Батюшка, вот я соблюдаю все посты, молюсь, участвую в богослужениях и крестных ходах, не пью, не курю, верен супруге своей и т.д… Правильно ли я живу, отче?
 
Правильно, правильно, сыне, только зря.

Шутка шуткой, но есть в ней и несомненная истина. Важен вопрос — как надо? И как — правильно? Но не менее важен и вопрос: зачем? Ради чего?
 
Внешнее может быть правильным, а вот что внутри? Откуда растет это правильное внешнее?
 
На литургии сегодня мы слышали евангельский рассказ об исцелении гадаринского бесноватого. В этом рассказе есть одна деталь, которая может пояснить мою мысль. Я имею в виду молитву жителей Гадаринской стороны, страшную молитву, немыслимую молитву:

«И молил Его весь народ Гадаринской окрестности, потому что они были объяты великим страхом»(Лк.8:37).

Как можно просить, чтобы Бог оставил тебя и ушел из твоей жизни? Но именно этого они просили, ибо поняли, что приходится выбирать: или Иисус, или свиньи. И выбрали ничего не менять в своей жизни, т. е. свиней. Кстати, в этом они, может быть, в чем-то честнее нас, ибо мы часто выбираем и Иисуса, и свиней.
 
Но эту молитву мы встречаем и в другом месте Евангелия.

Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный, — говорит, падая на колени перед Иисусом, Симон Петр(Лк.5:8).

Одни и те же слова, но какие разные мотивы. И там и там страх, но какой это разный страх…
 
Меня часто спрашивают:

Батюшка, а какими молитвами нужно молится в том или ином случае?

И я искренне недоумеваю. Разве это важно? Разве так уж важны те или иные слова? А если они будут не совсем те, то что, Бог нас не поймет или не услышит?
 
Важно то, откуда растут эти слова, что стоит за ними, насколько они искренни. Важно, насколько это именно мои слова, а не просто найденные в правильной книге. Мои, даже если они и родились в сердце другого человека. А для этого я должен, как минимум, понимать и разделять смысл этих слов. Тогда у такой молитвы будет плод, а у нашего хождения в храм — смысл.


Проповедь записана 10 ноября 2019 года.
hram-chg.ru/propoved-2019-11-10/

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 11 ноября 2019 года на www.facebook.com

Ввернутся в рубрику: Дневник »
 
«
»