№79. «Берегитесь псов»

Дневник. Первая запись

«Берегитесь псов»
Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.

Апостол этого дня:

«Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания,… Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и ВСЕ ПОЧИТАЮ ЗА СОР, ЧТОБЫ ПРИОБРЕСТИ ХРИСТА»(Филип.3:2,8).

Что это за псы и злые делатели? Что должно почитать за сор?
 
Конечно же здесь ап. Павел не говорит исключительно о «лицемерах, сожженных в совести своей»(1Тим:4.2), научающих творить всяческое беззаконие. Скорее наоборот, предупреждает о тех, от кого исходит ревность благочестия, но «ревность не по разуму»(Рим. 10.2). Кто путает и подменяет главное и второстепенное, цель со средствами.
 
Цель — Христос, Он же и главная ценность и содержание жизни Его учеников. Все остальное, как бы ни было прекрасно и дорого нам, в лучшем случае — средства, помогающие нам достигнуть цели и сберечь ценность.
 
К этим средствам относятся и все наши навыки благочестия и даже наша нравственность, которая в отрыве от живого богообщения, от Христа, легко превращается фарисейство или того хуже — в филистерскую мораль, которая неплохо тешит наше самолюбие и служит надежной опорой в среде таких же обывателей, у которых все как у людей, а не как у всяких там мытарей и прочих грешников.
 
Именно такую мораль и такое благочестие Павел почитает за сор, чтобы приобрести Христа. Ровно об этом же сегодня встретил в фейсбуке слова из «Этики» Дитриха Бонхофера:

«Призыв Иисуса к богатому юноше отказаться от одного из своих прав вполне отчетливо показывает, что его «сохранение от юности» десяти заповедей было не проявлением послушания Богу, а отказом от живого Бога при соблюдении так называемых божественных установлений».

Да, и стоит добавить, хотя это и иная тема, что юноша, который так уверенно сказал Иисусу, что он сохранил от юности все заповеди, включая любовь к ближнему, как к самому себе, просто-напросто слукавил (Мф. 19.16-30). Ибо если бы это было так, то ему не составило бы сложности поделится с ближним, т.е. по Евангелию, с самим собой, своим богатством. Да и не могло бы быть какого-то особого богатства, если ты ближнего любишь так же как и себя. Может быть, Евангелие и не столь радикально, как известный лозунг социалистов «собственность — это кража» (Прудон), но если собственность заменить богатством, то, думаю, это будет не далеко от истины.

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 31 октября 2019 года на www.facebook.com