№47. Молиться умом

Молиться умом.
Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.

«6 Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?
 
7 И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях?
 
8 И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?
 
9 Так, если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.
 
10 Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.
 
11 Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.
 
12 Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.
 
13 А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.
 
14 Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.
 
15 Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.
 
16 Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь.
 
17 Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.
 
18 Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками;
 
19 Но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке».

Сегодняшнее апостольское чтение (1Кор.14:6-19) дает нам повод обратиться к очень важной проблеме современной церковной жизни. Впрочем, почему современной, — проблема эта, как следует уже из послания апостола, была актуальна с самых первых лет истории церкви. Хотя, казалось бы, решить ее, раз и навсегда, совсем не трудно.
 
В чем трудность того, чтобы в церкви молитвы, чтение и поучения произносились на понятном для тех, кто собран в эту церковь, языке?
 
Понятность и доступность языка не означает автоматического усвоения того, что слышится. Очевидно, этот процесс намного более трудный. Понятность языка — условие не достаточное, но необходимое для усвоения слышимого. А это последнее — необходимое условие веры («Вера от слышания»(Рим.10:17)).
 
Но несмотря на такую, казалось бы, ясность этого вопроса, несмотря на прямую апостольскую заповедь, несмотря на отсутствие в предании церкви хоть какого-то хотя бы намека на то, что смысл произносимого в храме (неважно, молитвы, пения, чтения Писания или проповеди) не важен для слушающих, а важно что-то иное (что?), — воз и ныне там.
 
Да, конечно, того безобразия, в буквальном смысле этого слова, который творился в наших храмах в XVII веке, после реформ патриарха Никона, уже нет, но сказать, что современному прихожанину доступна вся глубина православного богослужения, тоже трудно.
 
На эту тему много написано в последние годы, и я не собираюсь здесь все это повторять. Мне не близки любые крайние решения. Ни объявление церковно-славянского языка сакральным (трехязычная ересь), ни требование непременного перевода всего корпуса богослужебных текстов на русский.
 
Главное, как мне кажется, это согласиться с тем, что такая проблема есть, она не навязана нам извне, теми, кто только и ждет, как бы расшатать церковные устои (эта страшилка, увы, неизбежна, она и в XVII веке была). А если проблема есть, то ее надо не спеша, не наскоком, решать.
 
Одна из ошибок патриарха Никона была в том, что он необходимые для церкви реформы проводил исключительно административно-полицейскими методами. Это было свойственно его характеру, да и время было такое.
 
Эти методы, конечно, востребованы во все времена, но ведь есть и другие. Почему бы не предоставить самому народу церковному решать, как им хочется, чтобы было устроено богослужение в их церкви, естественно под руководством пастырей и архиереев.
 
Будучи в разных странах дальнего зарубежья, я не раз обращал внимание на то, как буквально рядом в православных храмах по-разному совершается служба. Церковно-славянский, французский, польский, английский… часто в одном храме в разные дни, на разных языках. И все это по решению настоятеля, прихожан и благословения правящего архиерея.
 
Где-то решили читать Апостол и Евангелие пр русски, где-то еще и псалмы или какие-то тропари и стихиры. В каком-то приходе такая служба бывает раз в месяц, а где-то чаще. Люди входят в этот опыт, прислушиваются к себе, делают выводы. А где-то, особенно в монастырях, все по-старому.
 
Почему эту практику не распространить и в России?
 
Приведет ли это к напряжению, разделению или даже расколу?
 
В нашу церковь Господь собирает очень разных людей, но всех нас объединяет «один Господь, одна вера, одно крещение»(Еф.4:5).
 
Эти различия (культурные, социальные, психологические) вполне могут накладывать свой отпечаток на стиль и формы богослужения. Думаю, что в древней церкви, где, как известно, было большое разнообразие богослужения, оно было связано именно с этим. Неизменным оставалось только ядро богослужения — Евхаристия.
 
С крайне неудачных и трагических, как для церкви, так и для отечества нашего реформ XVII века прошло почти 400 лет и понимание того, что — Главное, а в чем мы, православные, можем отличаться друг от друга, — достигнуто. Ни перстосложение, ни язык молитвы, ни хождение крестных ходов не затрагивают суть нашей веры и надежды. (Впрочем, и для противников реформы Никона и царя Алексея Тишайшего, главным, конечно, были не эти обрядовые разногласия, а именно насилие над совестью, помноженное на эсхатологические настроения, свойственные в это время не только русским христианам).
 
Сейчас ожидание конца света, вроде, в массах православных не чувствуется, и если избежать, что необходимо, насилия над совестью и использование административного ресурса, то можно в решении этой проблемы сделать существенный шаг вперед.
 
Во многом это зависит от того, как это будет делаться и какими речами сопровождаться. Конечно, всегда найдутся недовольные или даже соблазненные. Но, если ничего не делать, недовольных тоже будет не мало, а главное, — как быть с апостольской заповедью?

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 15 августа 2019 года на www.facebook.com

 
Ввернутся в рубрику:
Дневник »