№165. Это сладкое слово свобода!

ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО СВОБОДА
Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.

Этот пост, не про одноименный советско-литовский фильм 1972 г. о чилийских революционерах. Я вспомнил о свободе прочитав сегодняшнее евангельское чтение (Ин.8:31-42):

«И ПОЗНАЕТЕ ИСТИНУ И ИСТИНА СДЕЛАЕТ ВАС СВОБОДНЫМИ».

Надо сказать, что иудеям услышавшим этот такой современный призыв Иисуса, Его слова очень не понравились. Они, совершенно верно, расслышали в них констатацию их несвободы, а рабом быть никому не хочется, рабом быть обидно, тем более тому, кто не забывает благодарить Бога за то, что он не как тот раб…

«Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?»

И ведь, верно, только тот, кто смог осознать свою несвободу, свое рабство, может захотеть освободиться.
 
Мы давно уже живем в мире, где свобода величайшая ценность, об этом уже и спорить неприлично. Даже чиновнику ясно, что «свобода, лучше несвободы», но так ли она сладка свобода?
 
Не так давно перед ведущим российским психологом проф. Дмитрием Алексеевичем Леонтьевым журналист поставил, как нам могло бы показаться, нелепый вопрос. Нелепый, в том смысле, что ответ на него очевиден.

«- Нужна ли всем свобода?
 
Ответ профессора был неожиданным:
 
В смысле — желанна ли? Нет, конечно. Свобода — это бремя, хлопоты. Не каждому она желанна, под силу. Подавляющее большинство людей предпочитает жить в энергосберегающем режиме. Они выбирают то, что проще, что не требует усилий. А свобода требует выбора, принятия ответственности. Как говорил великий философ Мамардашвили, все человеческие феномены основаны на держании усилия. Свобода энергозатратна.
Есть замечательные слова Эрнста Неизвестного: «В свободном обществе никто не может заставить человека не быть рабом». Это добровольный выбор».

Надо сказать, что для тех, кто немного знаком с историей психологии, в этом ответе нет ничего удивительного. Классический труд виднейшего экзистенциального психолога ХХ века Эриха Фромма, так и называется «Escape from freedom» (Бегство от свободы» (1941. В этой книге Фромм исследует причины и механизмы, заставляющие человека отказываться от собственной свободы, которая становится для него психологической проблемой. Причиной этому служит чувство неуверенности, тревоги и отчужденности, и в результате человек отказывается от своей индивидуальности, становясь частью огромного механизма и принимая решения под давлением общества.

«Современный человек всё ещё охвачен беспокойством и подвержен соблазну отдать свою свободу всевозможным диктаторам — или потерять её, превратившись в маленький винтик машины: не в свободного человека, а в хорошо накормленный и хорошо одетый автомат».

Но Фромм, конечно же не был первооткрывателем этого странного феномена. Первым, об этом парадоксе человека, в мире, где казалось бы восторжествовали надолго ценности века просвещения, а свобода важнейшая из них, напомнил Ф.М. Достоевский. Причем, эти слова о свободе он вкладывает в уста, может быть, самого отрицательного своего персонажа — Великого инквизитора, который бросает в лицо Христу, свой упрек:

«вместо того чтоб овладеть свободой людей, ты увеличил им ее еще больше! Или ты забыл, что спокойствие и даже смерть человеку дороже свободного выбора в познании добра и зла? Нет ничего обольстительнее для человека, как свобода его совести, но нет ничего и мучительнее. И вот вместо твердых основ для успокоения совести человеческой раз навсегда — ты взял всё, что есть необычайного, гадательного и неопределенного, взял всё, что было не по силам людей, а потому поступил как бы и не любя их вовсе, — и это кто же: тот, который пришел отдать за них жизнь свою! Вместо того чтоб овладеть людскою свободой, ты умножил ее и обременил ее мучениями душевное царство человека вовеки. Ты возжелал свободной любви человека, чтобы свободно пошел он за тобою, прельщенный и плененный тобою. Вместо твердого древнего закона — свободным сердцем должен был человек решать впредь сам, что добро и что зло, имея лишь в руководстве твой образ пред собою, — но неужели ты не подумал, что он отвергнет же наконец и оспорит даже и твой образ и твою правду, если его угнетут таким страшным бременем, как свобода выбора? Они воскликнут наконец, что правда не в тебе, ибо невозможно было оставить их в смятении и мучении более, чем сделал ты, оставив им столько забот и неразрешимых задач. Таким образом, сам ты и положил основание к разрушению своего же царства и не вини никого в этом более».

И опять вопросы, обозначу, лишь малую их часть:

— а для меня, свобода, сладкое слово или горькое?
— желанна ли мне свобода?
— И, что стоит за этим моим желанием?
— Свобода — это бремя или крылья?
— если бремя, то стоит ли его нести и зачем?
— если крылья, ту куда на них можно улететь?
— И как моя свобода связана с познанием истины?

Это сладкое слово свобода!

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 16 мая 2020 года на www.facebook.com