№115. Поиск глубины

Поиск глубины, как главная добродетель
Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.

Очень интересный и глубокий доклад Константина Мацана изложенный внятным и простым языком, буквально побуждает к мысли. Поделюсь здесь лишь некоторыми. Константин начинает свое сообщения с цитаты митр. Антония Сурожского из беседы, которую ему пришлось переводить с английского. Он вспоминает, что редакторы в словах владыки Антония:
 
«Когда смерть приходит в дом и поселяется у очага, то не может не остаться ничего мелкого между людьми» вполне справедливо, исправили «мелкое» на «поверхностное». Я не знаю, как правильно с точки зрения перевода, но по смыслу мне больше откликается — «не может не остаться ничего мелкого. Ведь, именно, про наши обиды, недовольства, раздражения, придирки, ссоры и т.д. мы говорим, что они бывают мелкими и это более точно, чем поверхностными. Хотя и так можно сказать. Как же это здорово, когда эта мелочь, которую мы постоянно, как бы, взбиваем, часто из глубин, а точнее, подвалов своих душ, подобно мутной пыли на поверхности воды оседает на дно. И как хорошо бы научится этому не ожидая, когда в наш дом постучится смерть.
 
Главная надежда в этой теме — «поверхностность и глубина» на то, что глубина есть в каждом из нас. Если мы знаем эту надежду, это уже хорошо, даже, если мы трезво понимаем, что мы в эту глубину еще не вступили.
 
Главный вопрос — как ее достичь?
 
У Мераба Мамардашвили есть несколько мыслей, которые, как мне кажется, могут помочь нам в этом вопросе.
 
Мераб Константинович в своих лекциях часто вспоминал слова Паскаля: «Агония Христа длится вечно и в это время нельзя спать».
 
Этот образ сна и бодрствования очень древний. А уже в наше время Василий Розанов писал, что есть два способа жизни — сознательный и бессознательный. Первый — это, когда наша жизнь определяется целями, и это состояния бодрствования. Второй — когда жизнь определяется причинами и это сон, даже, если глаза наши открыты. Такой сон и выталкивает нас с неизбежностью на поверхность, а сделать шаг в глубину можно только этого захотев, т.е. свободно и осмысленно, увидев в этой глубине свою цель.
 
И еще, одна мысль М. К. Мамардашвили, которого, как я знаю, очень любит Костя.

«Истины — не из книг, не из бесед с умными людьми, а из самых банальных вещей, только при одном условии: если углублялся, и не терял время, и был риск. Самая ничтожная женщина лучше самого умного и гениального собеседника, потому что с гениальным собеседником я имею дело как салонный говорун, а с ничтожной женщиной я рискую, туда вовлечены желания, и только через них, только через желание и боль, я могу узнать и мир, и других, и себя».

Без готовности пойти на риск никакого шага в глубину быть не может. И риск этот предельно серьезен, ведь этот путь в глубину, встреча с подлинным собой, ничто иное, как катабасис (схождение в ад), но без него не может быть и анабасиса. Главное помнить, что был Тот, Кто этим путем уже прошел раньше нас.


Доклад Константина Михайловича Мацана (Москва, Россия) в рамках VII конференция по наследию митрополита Антония Сурожского «Что значит быть христианином в повседневной жизни?» (13-15 сентября 2019 г., Москва).
Организаторы: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына.
Сайт фонда: www.antsur.ru
Соцсети: www.facebook.com/mitrasfund и www.vk.com/mitrasfund

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от февраль 2020 года на www.facebook.com