№107. Вино дракона

Вино дракона
Дневник о.Вячеслава Перевезенцева.

Из сегодняшнего апостольского чтения:

«Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, МЕДЛЕН НА ГНЕВ, ибо гнев человека не творит правды Божией»(Иак. 1.19-20).

гневКазалось бы, то что гнев есть грех вещь очевидная. Но, как быть с тем, что мы, справедливо или нет, называем праведным гневом? Какая борьба за правду без него?
 
Гнев, обращенный на очевидное зло, например, на тот или иной свой порок, свою греховную страсть, есть очевидное благо. Может быть, именно об этом пишет ап. Павел Ефесянам (4:26) «Гневаясь, не согрешайте»?
 
Но и здесь не все так просто. По слову прп. Иоанна Кассиана Римлянина, да, и по нашему с вами опыту, мы знаем, что «гнев ослепляет человека, затуманивает его разум». Нам, и так,удобопреклонным ко греху, в гневе грешить намного легче. И если, вспомнить, что грех (ἁμαρτία) — есть промах, не попадание в цель, то в состоянии гнева такой промах более вероятен и мы думая, что гневаемся на свой грех, можем на самом деле начать гневаться на самих себя, а значит, в конечном счете и на Создателя. Я уже не говорю, что такой гнев на себя, а не на свои грехи, ведет к чувству вины, которое не далеко от уныния и даже отчаяния. А, главное, такое состояние не приближает к покаянию. Ведь, покаяние — это надежда и усилие на перемену, а если я плох и негоден сам по себе, как я могу изменится? На березе, сливы не вырастут.
 
Тем более опасен гнев, связанный с пороками и заблуждением наших близких. Здесь вероятность того, что мы начнем стрелять мимо цели (грех) и попадать не туда ( грешник) очень велика. Это только людям неопытным кажется, что отделить грешника от его греха проще простого. Увы, это крайне сложная задача и мудрые и опытные люди это хорошо понимали.

«Услышав, что некоторые злословят ближних, я запретил им; делатели же сего зла в извинение отвечали, что они делают это из любви и попечения о злословимом. Но я сказал им: оставьте такую любовь… Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне; ибо сей образ любви приятен Богу. Станешь остерегаться осуждать согрешающих, если всегда будешь помнить, что Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник в числе убийц; но в одно мгновение произошло с ним чудное перерождение».
(Преподобного отца нашего Иоанна Игумена Синайской горы Лествица).

Но, ведь правду необходимо отстаивать, а зло обличать? Это, так, несомненно. И, все же, слова праведного Гамалиила: «говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками»(Деян.5:38-39) могут напомнить нам о том, как важна пауза, особенно, если нас так и тянет, как можно скорее, выхватить шашку и ринутся в бой.
 
Об этом, уже в конце своей долгой и удивительной жизни, писал Григорий Соломонович Померанц: «Только в 1970 г., вдумываясь, почему Достоевский мало кого убедил своими «Бесами», я сформулировал догмат полемики: «Дьявол начинается с пены на губах ангела… Всё рассыпается в прах, и люди, и системы, но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело, и потому зло на земле не имеет конца» . В полемике 70-х годов я упорно, в мучительной борьбе с собой, смахивал с губ эту пену и сформулировал второй догмат: «Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
 
Стиль полемики подразумевает манеру ведения дискуссии. Эта манера может быть важнее, чем обсуждаемый предмет — хотя бы потому, что предмет разговора подчас дело чисто умственное и легко изменяемое, а стиль поведения — то есть поступок — выражает бытийные, cущностные качества человека. «Пена на губах», которая нередко проступает во время полемики, и чрезмерная уверенность в своей правоте превращают человека в беса (даже если формально он был прав).
 
Интересно, что в своей замечательной книге «Вино дракона и хлеб ангельский» (Учение Евагрия Понтийского о гневе и кротости) о. Габриэль (Бунге) говорит о гневе, как о бесовском пороке.
 
«Если бы кто-нибудь спросил у Евагрия, какой из пороков, по его мнению, наихудший, какой из них имеет наиболее губительные последствия для духовной жизни, то он без колебаний ответил бы: гнев. На том простом основании, что:

«Никакое другое зло не превращает человека до такой степени в беса, как гнев»

Я не скажу за всю цивилизацию, но тот мир в котором живет каждый из нас, наш жизненный мир (по Ф. Е. Василюку) во многом создаем точно мы сами. И он, точно, во многом зависит не только от тех ценностей и смыслов (они, как правило, прекрасны), которыми мы его наполняем, или думаем, что наполняем, но и от того, как мы это делаем. Вряд ли мы сможем научится «гневаться, не согрешая», но давайте, хотя бы почаще смахивать пену со своих губ.

Дневник о. Вячеслава Перевезенцева
от 16 января 2020 года на www.facebook.com