Прот. Александр Мень. День Святой Троицы.

Проповедь на Праздник День Святой Троицы
Протоиерей Александр Мень
25 мая 1980 года
 
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Святая ТроицаДух Божий — это Господь, Который сошел на апостолов. Дух Божий — это сила Творца, которая пришла к роду человеческому. Дух Божий — это Тот, Кого мы все с вами призываем, молясь: «Приди и вселися в ны!». Дух Божий — это главное откровение нам после явления в мир Христа Спасителя. И сам Он сказал: «Когда Я не буду больше с вами плотски, на земле, Я пошлю вам другого Утешителя».
 
В Священном Писании Дух Божий явлен нам в трех образах, в трех символах. И эти три образа имеют глубокий смысл. Дух Божий, явленный нам в образе огня — Огня пылающего, который сошел на учеников, и Огня, который стоял над храмом огненным столпом. Второй образ, в котором нам явлен Дух Божий, — это буря, ветер, сокрушающий. И, наконец, третий образ — голубь, трепет голубиных крыльев.
 
Что означают эти три знака явления нам силы Духа Божия? Огонь очищает и переплавляет. Когда люди хотят добыть чистый металл, они погружают руду в огонь, и там переплавляется руда. Все ненужное, все шлаки отходят, и остается чистый дорогой металл. Так и Дух Божий. Если мы с вами просим Его, если мы молимся о том, чтобы эта преобразующая, исцеляющая сила Господня вошла в наше сердце, она войдет и каждого из нас преобразит.
 
Мы с вами знаем о слабости и немощи человеческой. Но мы с вами также знаем о силе Духа Божия. И эта сила явлена в знамении бури и ветра, который сокрушает горы, скалы и деревья. Буря — это сила Божия. Не думайте, что слово Дух означает только некое бесплотное веяние. Это Сила, подобная урагану. Сила, которая может перевернуть всю жизнь человека. Которая может сделать из слабого — могущественного, из грешника — святого, из человека, который не может построить свою жизнь,- растерянного, слабого и немощного, — героя, могучего исполнителя замыслов Божьих. Вот что такое Сила Божия.
 
И, наконец, Голубь. Голубь — это знак надежды. Вы все помните из Священного Писания рассказ о Потопе. Когда за грехи человеческие землю покрыли грозные воды наводнения. И только Ной спасся в своем ковчеге. Много дней по бурным волнам носило его корабль. И он ждал, когда же, наконец, появятся хоть какие-то признаки суши. Но кругом были только одни пустынные волны. И вот однажды он выпустил голубя. И голубь поднялся в небо, полетел и через некоторое время вернулся на корабль, и все увидели, что в клюве у него была масличная ветка. Значит, подумал Ной, где-то уже показалась земля, и деревья распустились. Надежда вошла в сердце путника. И действительно, этот голубь знаменовал конец наводнения, конец потопа, начало жизни. Вот почему Дух Божий обозначается в виде голубя. Это есть знак надежды. Поэтому и на Иордане Он является в виде голубя как знак надежды.
 
Если мы с вами идем в храм Божий и надеемся только на человеческое, то мы будем глубоко разочарованы. Кто ищет человеческих обычаев, тот найдет человеческие обычаи. Кто ищет внешнего благолепия, тот найдет внешнее благолепие. Но кто ищет Духа Божия, тот найдет Бога, а не человека. Потому что мы ищем Силы Божией, а не преданий человеческих. Вот для чего мы приходим сюда и молимся: «Приди и вселися в ны!» Молимся Духу Божию.
 
И, действительно, Он вселяет в нас надежду, несмотря на все испытания, трудности и несовершенства нашей с вами земной жизни. Дух Божий явил нам волю Творца в Священном Писании. Это Он продиктовал евангелистам, пророкам, мудрецам, апостолам те мудрые слова, в которых запечатлелась воля Божия в Священном Писании. И когда мы с вами открываем эти святые страницы, мы должны помнить, что не только человек писал их, но и Дух Божий. Значит, это не просто слово человеческое, но и Слово Божие.
 
Если мы с вами будем надеяться только на человеческое, как мы посмотрим на свою жизнь, на жизнь всей Церкви? С печалью посмотрим. Были времена упадка, много было падений, опасностей, когда казалось, что Церковь может исчезнуть с лица земли. Если надеяться только на человеческие дарования, способности, на человеческие силы, то мы можем сказать: «У нас нет надежды впереди». Но мы надеемся на иное. Мы знаем, что не человеком стоит Церковь, а силой Духа Божия. И эта сила побеждает все препятствия. Поэтому сколько бы ни было ересей, расколов, грехов, гонений, преследований — всего, чем полна история нашей Церкви, — сила Духа Божьего необорима, непобедима.
 
И, наконец, Дух Божий ведет каждого из нас, печется, как мать над ребенком, над каждой душой. И если мы с вами, обращаясь хоть изредка с искренней и глубокой молитвой к Богу, почувствуем на миг Его касание, прикосновение незримой руки, укрепляющей и поддерживающей нас, — это есть Дух Божий, Который нам помогает, Который нас сопровождает на жизненном пути.
 
Однажды двое рабочих были засыпаны в шахте. Прошли часы, и они боялись там задохнуться. Они искали выхода в темноте и не могли найти. Они пришли в отчаяние, они кричали, звали, метались, падали на землю. И вот один из них сказал: «Постой, успокойся. Помолимся, соберемся с силами и прислушаемся: нет ли где ветерка?». Товарищ внял ему, стал прислушиваться, оба они успокоились. И вот в тишине они почувствовали, что откуда-то спереди легкий ветер тянет. Значит, там есть выход. Они пошли в ту сторону, и нашли отверстие, через которое смогли выйти, и спаслись.
 
Вот так и наша с вами жизнь. Какие бы ни были в ней превратности и трудности, не будем отчаиваться. Остановимся, помолимся, сосредоточимся, прислушаемся: куда зовет нас Дух Божий? Он зовет нас туда, где есть спасение, где Царство Небесное обещает незримое, но великое обетование, которое всех нас делает Сынами Божьими через силу Его Святого Духа.

Аминь.
25 мая 1980 года

 
Источники:
  — www.damian.ru/propovedi/;
 

Ввернутся в рубрику: О православных праздниках, событиях и не только »
 
«
»