16 марта в Большой гостиной Александр Мазырин

Дорогие друзья!

16 марта (это вторая неделя Великого поста) у нас в Большой Гостиной ожидается ещё один гость из Свято-Тихоновского института — доктор церковной истории, канд. ист. наук священник Александр Мазырин. Насколько я знаю, это один из крупнейших специалистов по церковной истории ХХ века.
Тема выступления о.Александра будет связана с гонениями на Церковь в советский период. По окончании лекции, как обычно, вопросы.
Время начала — уточняется.

По сложившейся «традиции» выкладываю список наиболее интересных, на мой взгляд, публикаций лектора по теме выступления

Советская власть vs Церковь
https://www.pravmir.ru/antireligioznaya- … vi-na-nee/
http://pstgu.ru/news/press/2012/12/29/42141/

В музее современной истории России состоялась лекция заместителя заведующего Научно-исследовательским отделом новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, доктора церковной истории, кандидата исторических наук священника Александра Мазырина. Выступление прошло в формате мероприятий, сопровождающих выставку «Преодоление: Русская Церковь и советская власть» в Государственном центральном музее современной истории России. 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Советская историографическая концепция. — Почему большевики боролись с христианством? — Положение духовенства в первые годы советской власти. — Антирелигиозная пропаганда. — Террор. — Советская власть была анафематствована Патриархом Тихоном, и никто никогда этой анафемы не отменял. — Церковь вне политики. — Механизм борьбы с Церковью. — Как Троцкий инициировал обновленческий раскол. — Отношения между Московской и Константинопольской Патриархиями в 1920-е годы. — Попытки власти спровоцировать в Церкви «раскол справа». — Проблема легализации Православной Церкви. — Мотивы митрополита Сергия в компромиссе с властью. — Деятельность Синода митрополита Сергия. — Волна сталинских гонений 1929-1930 годов.- Коммунизм против христианства: От террора к Большому террору.- Христос спас Церковь — гонения приостановились с началом войны. — Хрущевские гонения — «коммунизм и религия несовместимы». — Ответ Церкви — отдать жизнь за христианскую веру

Священномученик митрополит Петр (Полянский): «Я теперь не умру»
http://pstgu.ru/scientific/newest/news_ … /31/30226/

доклад на тему «Деятельность ПСТГУ по изучению гонений на Русскую Православную Церковь при советской власти на примере документирования истории мученического подвига Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского)» на заседании Общества Восточно-Христианских исследований на Теологическом факультете Гумбольд-Университета в Берлине.

Вопрос об отношении к монархии в церковной полемике 1920-х гг. в России
http://www.bogoslov.ru/text/3185913.html

Портал «Богослов.Ru» публикует доклад доктора церковной истории, кандидата исторических наук священника Александра Мазырина, сделанный на VII Международных образовательных Сретенских чтениях «400-летие Дома Романовых» (Хельсинки, 17 февраля 2013 г.). В данном материале предпринимается попытка рассмотреть, насколько для активных деятелей Православной Российской Церкви 1920-х гг. — времени напряженного поиска ответа на вопрос о месте Церкви в жизни народа в условиях новой богоборческой власти — была характерна приверженность монархии.
Отмечая четырехсотлетие начала правления Дома Романовых в условиях приближающегося столетия его окончания, нельзя не задаться вопросом: было ли падение монархии в России результатом стечения неблагоприятных сиюминутных обстоятельств, или свержение самодержавия стало закономерным итогом исторического развития российского общества? Имела ли место кратковременная роковая вспышка народного недовольства конкретной Царской семьей, с которой вдруг стали ассоциировать все бедствия, обрушившиеся в тот момент на страну, или же вообще к февралю 1917 г. число носителей монархического сознания среди русских людей необратимо опустилось ниже того критического уровня, который был необходим для сохранения векового строя правления в России?…

Новомученики: за веру — или за царя и Отечество?
https://www.pravmir.ru/novomucheniki-za- … techestvo/

Первомученик Стефан, когда его побивали камнями, молился о прощении своих врагов: «Господи! Не вмени им греха сего» (Деян. 7: 60). Святой патриарх Тихон во время Гражданской войны призвал верующих воздерживаться от политической борьбы, а духовенство — стоять выше политических интересов. Однако многие из новомучеников и исповедников Российских были монархистами, открыто поддерживали Белое движение. Как понять, погиб тот или иной священник за Христа или за свои политические взгляды?
Отвечает иерей Александр МАЗЫРИН, заместитель заведующего отделом новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ.

Был ли оправдан компромисс митрополита Сергия с советской властью?
http://www.nsad.ru/articles/byl-li-opra … oj-vlastyu
http://www.pravoslavie.ru/smi/36353.htm

Многие считают, что Церковь должна владеть в том числе и политическими умениями. Но насколько приемлемы для христианской совести политические компромиссы с властью? Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к эпохе совсем недавних, большевистских гонений на Церковь. Компромисс, на который пошел в отношениях с властями митрополит и будущий патриарх Сергий (Страгородский), стал причиной церковных разделений. Был ли этот компромисс оправдан? И в чем были правы или неправы оппоненты митрополита Сергия?
Об этом со священником Александром МАЗЫРИНЫМ, заместителем заведующего отделом новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, автором книги «Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-х — 1930-х годах», беседовала главный редактор «НС» Юлия ДАНИЛОВА.

Гонения на христиан в древности и в советское время: когда было тяжелее?
http://pstgu.ru/news/life/history_rpc/2013/12/02/49628/

Доклад профессора ПСТГУ, доктора церковной истории священника Александра Мазырина на Первых Архангельских образовательных чтениях в г. Выборге «Исторический путь России: Крещение Руси, прп. Сергий, новомученики ХХ века и современность. Религиозное осмысление», сделанный 22 ноября 2013 г.
Выражение «гонение на Церковь» равным образом применяется как древнему (римо-языческому) периоду, так и к новейшему (советско-атеистическому). Между тем, хотя онтологически причины гонений на христиан неизменны (восстание сатаны и им плененных на Бога и верных Ему), обстоятельства этих гонений отличались очень сильно. Соответственно, и мученический подвиг христиан древности и современности предстает по-разному.