(Протоиерей Сергий Гулько, Протоиерей Игорь Гагарин | 4 декабря 2016 г.)
Святая Церковь в этот день с любовью дает Ей новое имя: «Пречистый храм Спасов».
В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы священники обращаются с проповедями к читателям «Правмира».
Протоиерей Сергий Гулько, настоятель Петропавловского храма города Коркино:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Еще и еще сердечно поздравляем вас, дорогие мои, с величественным праздником Царицы Неба и земли о Ее удивительном воспоминании земного события, Ее Введения во храм Божий.
Об этом удивительнейшем событии мы с вами попытались порассуждать вчера на вечернем Богослужении. «Днесь действительно благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание» (тропарь праздника).
Как нам более достойно, более полно, любовнее назвать Ее в этот особенно праздничный и знаменательный день? Этот вопрос от нас, Ее духовных чад по благодати, Православной Христовой Церкви, во весь рост поднимается в каждое вечернее Богослужение.
«Что Тя наречем, о Благодатная? Небо? – яко возсияла еси Солнце Правды; рай? – яко прозябла еси Цвет нетления; Деву? – яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь? – яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога…». Как нам, земнородным, мало искусным и ограниченным умом, почтить Ее в день Ее торжества?
И Святая Церковь в этот день с любовью дает Ей новое имя: «Пречистый храм Спасов» (кондак). Так и апостол говорит, что тела ваши суть храм живущего в вас Бога (1Кор. 6:19). Тем более в Ней – Пречистой, сотворенной Богом, потому что Она, и никто другой, должна была соделаться Храмом Его Сына.
Тогда, когда в Предвечном Совете Святой Троицы Бог Сын просил Бога Отца отпустить Его на землю, чтобы искупить погибающий род человеческий от греха, Бог Отец не мог так просто решиться отпустить на страшные истязания Своего Единородного Сына, в Котором было всё Его благоволение. И, испытав через Авраама, что человек способен оценить состояние Отца, отдающего на смерть Сына ради спасения людей, дал Свое согласие.
Теперь вопрос встал о том, от кого Его Сын позаимствует человеческое тело. Потому что Святейший должен получить тело от Пресвятой, а Сама Пресвятая должна родиться от Святых родителей. И Бог начинает готовить Своему Сыну будущую Мать. Жизненная история святых Богоотец Иоакима и Анны нам известна. И вот сегодня трехлетняя Богоотроковица исполняет родительский обет, данный Богу. «В храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает». Посему-то святая Церковь и нарекает Ее новым достойным именем: «Пречистый храм Спасов».
Она же «многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень». Слышите, дорогие, Она, именно Она Пречистый храм Спасов, днесь вводится в дом Господень.
Почему ветхозаветный храм Господень вдруг называется домом Господним? Потому что народ Израильский перестал «предстоять» пред Богом и потерял прежнюю Божественную благодать. Тогда попущением Божиим, вавилонским нашествием, храм Господень был разрушен с потерей главных святынь, Ковчега Завета, в котором находилась Стамна златая с небесной манной, которые хранились в храмовом отделении Святая святых. С потерей этих святынь в храме была утрачена и благодать Божия.
Посему святая Церковь торжественно и восклицает, что в Ней, как в многоценном чертоге и Деве, сокрыто священное сокровище славы Божией, и теперь Она, обогащенная особой Божественной Благодатью, является истинным Пречистым храмом, который вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном.
Она, Пречистая, стала Новым Ковчегом Завета во Святая святых, Она стала Стамной Златой, в Которой предсокрыта истинная Манна Небесная, Хлеб Небесный, Святые Христовы таинства, спасающие и ведущие нас в жизнь вечную.
Сию, Юже воспевают Ангели Божии, воспеваем и мы, Сия есть селение Небесное. Аминь.
Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма в селе Ивановское:
Душа наша жаждет красоты, добра и правды. Это стремление заложено в каждом, но далеко не каждый знает, где утолить эту жажду. Душа напряженно ищет, но ищет часто вслепую. Она пытается утолить эту жажду на концертах, в музеях, в библиотеках. Она стремится на лоно природы, путешествует, ищет знакомств, ищет человека, которого сможет назвать любимым. И что же, находит ли она в чем-то названном или в чем-то подобном искомое?
Что-то, конечно, находит. Много на свете прекрасных вещей и прекрасных людей. Много хорошего и доброго сможем мы увидеть вокруг себя, если будем внимательно смотреть. Но как бы ни было возвышенно и прекрасно открытое нами в этом мире, сердце подсказывает, что есть нечто еще более прекрасное, более совершенное.
Счастлив тот, кому, в конце концов, открылось, что всё светлое и чистое, красивое, доброе и истинное исходит из одного Центра, из одного Источника, имя которому – БОГ.
Любая земная красота – лишь отражение Красоты Небесной, любой свет, сияющий в этом мире, есть лишь свет отраженный, всякая любовь земная, даже самая сильная, – лишь образ Того, Кто Сам есть Любовь. И не насытится душа наша, пока будет питаться одними отражениями. И чем прекраснее образ, тем более властно зовет он нас искать встречи с Первообразом.
Замечательно и точно сказал Блаженный Августин: «Ты создал нас для Себя, Господи, и не успокоится сердце наше, пока не соединится с Тобою».
Ищет душа встречи с Господом. Но и Господь тоже ищет встречи с каждой человеческой душой, потому что любит ее. И Бог не прячется от человека, а напротив – облегчает ему поиск, Сам указывает ему место встречи.
Где же это место? С одной стороны – везде и всюду. Дух Божий «дышит, где хочет» (Ин. 3:8). И всё же есть на свете место, где Его присутствие обнаруживается с особой неизменной силою. Место, которое Сам Он указал людям, и это место – храм Божий.
В эти дни Церковь продолжает праздновать Введение во храм Пресвятой Богородицы. Марии было всего три года, когда Дом Божий стал и Ее домом. Конечно, маленькая девочка не могла и предположить, что через несколько лет Она Сама станет Домом Божиим гораздо в большей степени, чем являлся тот храм, в который Она входила. А ведь это и было главной целью Ее пребывания в храме. В некотором смысле и наше с вами пребывание в храме имеет ту же самую цель.
Разумеется, воплощение Сына Божия совершилось единожды и навсегда в утробе Святой Девы Марии. Но Бог желает вселиться в каждого из нас Духом Святым. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).
Божественная Любовь, вечная Красота, нетленная Истина, совершенное Добро желает войти в нас и сделать нас Своим домом. И чтобы это совершилось, прежде мы должны войти в Дом Божий и остаться там навсегда.
Разумеется, не надо понимать мои слова слишком буквально, не стоит, придя в храм, забывать про свой дом, про свою семью, про свои обязанности по отношению к ближним, к миру. Но надо очень твердо решить, что для нас первое, а что второе, какой дом главный, какие обязанности выше.
«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). Наверное, то же можно сказать и о храме: кто любит свой дом более, нежели Дом Божий, кто любит какое бы то ни было место более, нежели место, освященное Богом для молитвы, тот никогда не насытит сердца своего Истинной Пищей, не напоит душу Водою Живою, тот так и будет всю жизнь питаться суррогатами.
Сейчас мы празднуем память того дня, когда Богородица вошла в храм, чтобы остаться и жить там. Войдем и мы вместе с Нею. И если для нас невозможно совсем там остаться, то будем входить в него настолько часто, насколько возможно. И пусть никакая дорога на свете не будет для нас более желанной, чем дорога в храм. Аминь.