Родился 2 мая 1972 г. в г. Волгограде. С 1982 г. постоянно проживает в г. Москве. В 1995 г. окончил Московский инженерно-физический институт, поступил в Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. В 2000 г. окончил ПСТБИ. В феврале 2004 г. рукоположен во диакона. В марте 2004 г. решением диссертационного совета ПСТБИ удостоен степени магистра богословия за работу на тему «Юрисдикционные конфликты в Русской Православной Церкви второй половины 1920-х – 1930-х гг. в свете позиции ряда высших российских иерархов» (научный руководитель – протоиерей Владимир Воробьев). В октябре 2005 г. в Институте Российской истории РАН защитил измененный вариант магистерской диссертации как диссертацию на степень кандидата исторических наук под названием «Внутренние конфликты в Русской Православной Церкви второй половины 1920-х – 1930-х гг. (в свете позиции высших иерархов)». В июле 2006 г. рукоположен во иерея ко храму святителя Николая в Кузнецах, в котором и продолжает служение. В октябре 2010 г. присвоено ученое звание доцента. В марте 2012 г. решением диссертационного совета ПСТГУ удостоен степени доктора церковной истории за работу на тему «Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский) и высшее церковное управление в условиях гонений со стороны власти и борьбы за единство Церкви». В декабре 2012 г. постановлением Священного Синода включен в состав новообразованного Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских под председательством Патриарха Московского и всея Руси.
В настоящее время является заместителем заведующего научно-исследовательским отделом новейшей истории Русской Православной Церкви и одновременно профессором кафедры истории Русской ПСТГУ. Читает курс лекций «Новейшая история Русской Православной Церкви» студентам Богословского факультета ПСТГУ, а также спецкурс «Новомученики и исповедники Российские» студентам ПСТБИ. Член Диссертационных советов ПСТГУ и СПбДА, а также редакционных коллегий «Вестника ПСТГУ» (серия II: «История. История Русской Православной Церкви») и «Церковно-исторического вестника».
Информация с сайта pstgu.ru
«Священники-выпускники МИФИ – иерей Александр Мазырин»
на сайте Прихода храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе г.Москвы
Персональная страница о.Александра Мазырина
на сайте Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Персональная страница о.Александра Мазырина
на Научном богословском портале «Богослов.Ru»
ПУБЛИКАЦИИ В СЕТИ ПО ТЕМЕ ЛЕКЦИИ
«Советская власть vs Церковь.»
Ежедневное интернет-издание «Православие и мир «PRAVMIR.RU» от 29 декабря 2012 года
«Пресса о ПСТГУ»
на сайте Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
В музее современной истории России состоялась лекция заместителя заведующего Научно-исследовательским отделом новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, доктора церковной истории, кандидата исторических наук священника Александра Мазырина. Выступление прошло в формате мероприятий, сопровождающих выставку «Преодоление: Русская Церковь и советская власть» в Государственном центральном музее современной истории России.
Советская историографическая концепция. – Почему большевики боролись с христианством? – Положение духовенства в первые годы советской власти. – Антирелигиозная пропаганда. – Террор. – Советская власть была анафематствована Патриархом Тихоном, и никто никогда этой анафемы не отменял. – Церковь вне политики. – Механизм борьбы с Церковью. – Как Троцкий инициировал обновленческий раскол. – Отношения между Московской и Константинопольской Патриархиями в 1920-е годы. – Попытки власти спровоцировать в Церкви «раскол справа». – Проблема легализации Православной Церкви. – Мотивы митрополита Сергия в компромиссе с властью. – Деятельность Синода митрополита Сергия. – Волна сталинских гонений 1929-1930 годов.- Коммунизм против христианства: От террора к Большому террору.- Христос спас Церковь – гонения приостановились с началом войны. – Хрущевские гонения – «коммунизм и религия несовместимы». – Ответ Церкви – отдать жизнь за христианскую веру.
Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник № 5 май 2013 / 23 мая 2013 г.
Положение высшего церковного управления Русской Православной Церкви в 1925-1937 годах было весьма непростым. Большую часть этого периода Московскую Патриархию фактически возглавлял один иерарх – митрополит Сергий (Страгородский), но общепризнанным Предстоятелем Русской Церкви был другой человек – митрополит Петр (Полянский). Главной причиной такой многолетней раздвоенности была антицерковная политика государственной власти. Митрополит (в конце жизни – Патриарх) Сергий пытался приспособиться к условиям гонений, чтобы сохранить хотя бы часть церковной организации. То, что в итоге от этой организации удалось уберечь, вполне поддается оценке. Плоды первосвятительского служения митрополита Петра не столь очевидны. С точки зрения внешнего результата его деятельность во главе Церкви, как может показаться, потерпела неудачу уже в декабре 1925 года, когда он был арестован и более на свободу не вышел. Однако Церковь не сводима к церковной организации. Земное благополучие ее членов и органов не является ее конечной целью. Согласно апостолу Павлу, главное призвание служителей Церкви и вообще смысл ее существования как единого богочеловеческого организма – это совершение святых, созидание Тела Христова (Еф. 4, 11-12). Митрополит Петр из двенадцати лет своего местоблюстительства одиннадцать провел в условиях возрастающей изоляции от внешнего мира. Из этого, однако, не следует, что его значение для Церкви всё более умалялось. Его служение совершению святых и созиданию Тела Христова продолжалось и в заключении. Оценить должным образом подвиг священномученика Петра как Предстоятеля Русской Православной Церкви можно только через понимание того, в какой мере его позиция способствовала осуществлению возглавляемой им Поместной Церкви своего высшего призвания.
Научный богословский портал «Богослов.Ru» от 4 марта 2013 года
Портал «Богослов.Ru» публикует доклад доктора церковной истории, кандидата исторических наук священника Александра Мазырина, сделанный на VII Международных образовательных Сретенских чтениях «400-летие Дома Романовых» (Хельсинки, 17 февраля 2013 г.). В данном материале предпринимается попытка рассмотреть, насколько для активных деятелей Православной Российской Церкви 1920-х гг. – времени напряженного поиска ответа на вопрос о месте Церкви в жизни народа в условиях новой богоборческой власти – была характерна приверженность монархии.
Отмечая четырехсотлетие начала правления Дома Романовых в условиях приближающегося столетия его окончания, нельзя не задаться вопросом: было ли падение монархии в России результатом стечения неблагоприятных сиюминутных обстоятельств, или свержение самодержавия стало закономерным итогом исторического развития российского общества? Имела ли место кратковременная роковая вспышка народного недовольства конкретной Царской семьей, с которой вдруг стали ассоциировать все бедствия, обрушившиеся в тот момент на страну, или же вообще к февралю 1917 г. число носителей монархического сознания среди русских людей необратимо опустилось ниже того критического уровня, который был необходим для сохранения векового строя правления в России?
Ежедневное интернет-издание «Православие и мир «PRAVMIR.RU» от 11 февраля 2011 года
Первомученик Стефан, когда его побивали камнями, молился о прощении своих врагов: «Господи! Не вмени им греха сего» (Деян. 7: 60). Святой патриарх Тихон во время Гражданской войны призвал верующих воздерживаться от политической борьбы, а духовенство – стоять выше политических интересов. Однако многие из новомучеников и исповедников Российских были монархистами, открыто поддерживали Белое движение. Как понять, погиб тот или иной священник за Христа или за свои политические взгляды?
Отвечает иерей Александр МАЗЫРИН, заместитель заведующего отделом новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ.
Журнал о православный жизни «Нескучный сад» от 4 сентября 2013 года
Многие считают, что Церковь должна владеть в том числе и политическими умениями. Но насколько приемлемы для христианской совести политические компромиссы с властью? Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к эпохе совсем недавних, большевистских гонений на Церковь. Компромисс, на который пошел в отношениях с властями митрополит и будущий патриарх Сергий (Страгородский), стал причиной церковных разделений. Был ли этот компромисс оправдан? И в чем были правы или неправы оппоненты митрополита Сергия?
Об этом со священником Александром МАЗЫРИНЫМ, заместителем заведующего отделом новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, автором книги «Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-х — 1930-х годах», беседовала главный редактор «НС» Юлия ДАНИЛОВА.
на сайте Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Доклад профессора ПСТГУ, доктора церковной истории священника Александра Мазырина на Первых Архангельских образовательных чтениях в г. Выборге «Исторический путь России: Крещение Руси, прп. Сергий, новомученики ХХ века и современность. Религиозное осмысление», сделанный 22 ноября 2013 г.
на сайте Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Доклад профессора ПСТГУ священника Александра Мазырина на IV Международных образовательных Покровских чтениях «Образ женщины в небесном и земном» (Хельсинки, 14-15 октября 2013 г.)
Ежедневное интернет-издание «Православие и мир «PRAVMIR.RU» от 4 сентября 2013 года
В ночь с 4 на 5 сентября 1943 года три митрополита Русской Православной Церкви были вызваны в Кремль к Иосифу Сталину. Результатом этой исторической встречи стало избрание нового Патриарха, воссоздание в Советском Союзе духовных школ и амнистия ряда осужденных священнослужителей. Но действительно ли в 1943-м году Сталин изменил свое отношение к Церкви? И что на самом деле заставило его пойти на уступки?
О том, что происходило во время разговора иерархов и Сталина, порталу «Православие и мир» рассказал священник Александр Мазырин, доктор церковной истории, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Официальный сайт Русской Православной Церкви – «Патриархия.ru»
Заместитель заведующего научно-исследовательским отделом новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук священник Александр Мазырин прокомментировал документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших», принятый Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2 февраля 2011 года.
Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (Стр.50-51, № 11, 2011).
на «Православном портале о благотворительности и социальной деятельности «Милосердие.ру» от 17 июля 2008 года
Расшифровка радиопередачи из цикла «Спешите делать добро», прошедшей в эфире радиостанции «Радонеж», посвященной новомученикам и книге о них Александра Мазырина «Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-х – 1930-х годах». Ведущие – протоиерей Аркадий Шатов и Иван Семенов.