Проповедь в Неделю 19-ю по Пятидесятнице

«Проповедь в Неделю 19-ю по Пятидесятнице»
(Протоиерей Андрей Федоров
клирик Никольского храма, с. Макарово.
27 октября 2021 года)
 
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы вновь вспоминаем притчу Спасителя о сеятеле. Эти слова звучат за Божественной Литургией не единожды в год и нам хорошо знакомы, как известно и толкование этой притчи, которую Своим ученикам разъясняет Сам Христос. При этом, к саму притчу, так и ее толкование Господь сопровождает возгласом: «Кто имеет уши слышать, да слышит!»

Проповедь в Неделю 19-ю по Пятидесятнице. Священник Иоанн Анисимов, клирик Никольского храма села Макарово (вблизи города Черноголовка) Московской области.И вот эти вот слова Христа должны бы зародить в нас, как говорил преподобный Паисий Святогорец, «доброе беспокойство» о своем спасении. Слыша разъяснение притчи в кругу избранных учеников, они могли бы представить себя особенными по отношению к «внешним» слушателем Мессии. Эта же мысль может не обойти и нас, внушая нам, что мы народ избранный, что именно нам даровано сокровище истинной веры, что мы словно отделены от окружающего мира. Но точно такое же замечание к ближайшим ученикам, а значит и к нам, читающим эти слова, может нас отрезвить и дать повод задуматься: а слышу ли я, что говорит Господь? Есть ли у меня эти самые «уши», способные вместить слово божественного Учителя? И что вообще значит «вместить», услышать и уразуметь?
 
На праздники, посвященные Пресвятой Богородице, мы читаем отрывок Евангелия от Луки, завершающийся словами: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его»(Лк.11:28). О том, что недостаточно только слышать слово Божие, а важно жить им, говорят и святые отцы. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих «Аскетических опытах» пишет, что Евангелие — «книга жизни, и надо читать ее жизнию», и «понимается по мере исполнения заповеданий его самым делом». То есть опыт святых говорит нам о том, что слышание слова Божия, Евангелия — это не пассивное действие, а активное. Не получится понять его, подходя к его изучению только интеллектуально. Да, в Евангелии присутствует составляющая, требующая рассудочного понимания, отчасти знания контекста, в котором Спасителем сказаны те или иные слова, знание исторических и лингвистических особенностей иудеев, в среде которых Он проповедовал.
 
Но все же Евангелие это не биография Иисуса Христа и не свод правил жизни. Евангелие это, в первую очередь, Сам Христос, возможность прикоснуться к Нему. «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь»(Ин.6:63). Господь Сам Себя называет путём, и истиной, и жизнью(см. Ин.14:6). Слово Божие дает нам возможность быть со Христом, жить с Ним. Если мы подходим к Евангелию деятельно, а не теоретически, тогда Христос входит в нашу жизнь и наполняет ее Собой. А значит наполняет ее смыслом, светом, радостью и, главное, любовью. Мы призваны к этому и апостол Павел свидетельствует о себе: «Уже не я живу, но живет во мне Христос»(Гал.2:20). И вот такое отношение к слову Божию наполняет нас не чувством своего избранничества или достоинства, а ответственностью перед тем даром присутствия Христа, который открывается в нас по мере вживания в Евангелие.
 
Есть еще один важный момент, который надо понимать. Даже чистая и праведная жизнь не делает нас искусными в слышании и понимании слова Божия, а подготавливает нас к восприятию того, что Сам Бог благоволит открыть нашему сердцу, видя нашу искренность. Об этом говорит святитель Игнатий: «точного и совершенного раскрытия Евангелия не возможно стяжать в себе собственными усилиями: это — дар Христов». Это опыт раскрытия Евангелия и вместе с ним Христа в сердце человека Церковь выразила в своих богослужебных текстах: «Весь еси, Спасе, сладость: весь еси желание, и любовь воистинну ненасытная: весь еси доброта несказанная» (Канон о успоших, глас 8). Этот опыт подвигает нас взывать вместе с псалмопевцем Давидом: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое!»
 
Аминь!

Источник:
Информационный портал Богородское благочиния — bogorodsk-blago.ru