на притчу «о безумном богаче».
6 декабря 2015 года
Евангелие от Луки, 12:16-21
Речé же при́тчу къ ни́мъ, глагóля: человѣку нѣкоему богáту угобзи́ся ни́ва: и мы́сляше въ себѣ, глагóля: чтó сотворю́, я́ко не и́мамъ гдѣ собрáти плодóвъ мои́хъ?
И речé: сé сотворю́: разорю́ жи́тницы моя́, и бóлшыя сози́жду, и соберý тý вся́ жи́та моя́ и благáя моя́: и рекý души́ моéй: душé, и́маши мнóга блáга, лежáща на лѣта мнóга: почивáй, я́ждь, пíй, весели́ся.
Речé же емý Бóгъ: безýмне, въ сiю́ нóщь дýшу твою́ истя́жутъ от тебé: а я́же уготóвалъ еси́, комý бýдутъ?
Тáко собирáяй себѣ, а не въ Бóга богатѣя.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В сегодняшней евангельской притче, которую мы слышали за Божественной Литургией, как мне кажется, встречаются две темы, о которых Евангелие напоминает нам постоянно. Это тема нашего эгоизма и тема смерти, которая стоит за плечами каждого из нас.
Эта притча Спасителя, которую Он рассказывает народу после своих слов: «Смотрите берегитесь любостяжания; ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12.15), казалось бы, предельно проста и очевидна. Ну вот не так давно меня спросили: «А что такого дурного сделал этот человек, собравший хороший урожай и построивший новые амбары для своих плодов, не достоин ли он всяческой похвалы за свои труды и находчивость? Вот и у меня этой осенью был такой большой урожай яблок и картофеля на даче, что пришлось переоборудовать гараж для хранения, а иначе бы все просто пропало». Конечно же, то, что он потрудился и сохранил плоды своих трудов, достойно только похвалы. Но часто бывает важно не только, что мы делаем, но и для чего мы это делаем. Собрав всё своё богатство, это трудолюбивый и удачливый хозяин говорит сам себе: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». И именно после этих слов Бог говорит ему: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12. 19,20).
Я не думаю, что здесь речь идёт только о том, что этот человек был самонадеян, что он не думал о завтрашнем дне, что он забыл слова псалмопевца: «Дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветет, пройдет над ним ветер, и нет его» (Пс. 103. 15,16), что он полагал свою надежду на счастье в ненадежном месте. Всё это, конечно же, присутствует, и мы к этому еще обязательно вернемся. Но, мне кажется, важный акцент в этой притче делается на том, что он, собрав большой урожай, не подумал ни о ком, кроме самого себя. Он собрал все это для себя, для своего покоя, веселия, удовольствия. Все это он может в сию же ночь потерять. И с чем тогда он останется? Так, говорит Господь, бывает со всеми, «кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12.21).
Труд человека становится бессмысленным, становится не спасающим, а даже губящим этого человека, если плодами этого труда он, этот человек, не может или не хочет ни с кем поделиться. Наверное, он много потрудился, если собрал такой большой урожай, много пролил пота, много сил у него ушло на это, но всё это было только ради себя одного. И вот здесь Евангелие нас предупреждает: это напрасный труд, «жизнь человека не зависит от изобилия его имения». Жизнь человека, каждого из нас, и здесь на земле и в Вечности, зависит от того, что сделали, или не сделали, мы для братьев меньших нашего Господа и Спасителя (Мф. 25.31-46). Потому что если от нашей жизни, от наших сил, от нашего труда, от нашего умения нет никому пользы, кроме нас самих или, может быть, ещё небольшого количества людей, кто нам близок, то тогда всё бессмысленно. Душа тогда не пользует от этого труда ничего. Она остаётся бесплодной, пустой. А ведь мы с вами прекрасно знаем слова Спасителя: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16.25-26).
Итак, это одна тема, о которой я сегодня хотел сказать. Только тогда жизнь и труд человека будут исполнены смысла, когда в этом труде будут присутствовать жертва служения другим, когда он будет помнить не только о себе, когда кому-то, другому, будет лучше, легче от того, что он потрудился, от плодов его труда.
И вторая тема, которая на самом деле пронзает всё Евангелие – это тема о вечности и о смерти. Эта притча напоминает нам о том, о чем, конечно же, мы все хорошо знаем, но во что не очень верим. Господь напоминает о смерти, о том, что мы не навсегда здесь, на этой земле, о том, что никто не знает своего завтрашнего дня и часа. И делает Он это не для того, чтобы нас как-то испугать, надломить нас этим известием. Нет, напоминает Он нам о смерти, а точнее о Жизни вечной, к которой мы все призваны, для того, чтобы мы жили более глубоко, более серьёзно, более осмысленно, ответственно. Зачастую мы живём очень мелко, очень поверхностно. Мы живём, не думая, что за всё нам так или иначе придётся отвечать. Как говорил митрополит Антоний Сурожский: «Мы живем так, как будто пишем черновик, надеясь, что обязательно будет время все переписать на бело». На самом деле никто не знает, сколько этого времени у каждого из нас. А мы его тратим на пустое, зачастую даже на греховное, на то, что губит нас.
И, бывает, мы думаем, вот если бы мы знали, если бы мы удостоверились, что осталось совсем немного, что эти дни или даже эти часы последние, то тогда совсем по-другому начали бы жить. Как дорога была бы нам каждая минута, каждое наше слово, впечатление, новая встреча. Как бережно мы бы относились ко всему, что в нашей жизни происходит! Как бы ценили всё, как берегли бы все хорошее и убегали бы от всего дурного. Как бы старались не изуродовать эти часы, которые были последними. Но думаю, именно потому Господь и не открывает нам нашего дня и часа, что слишком хорошо нас знает. Знает, что невозможно научиться глубине, ответственности, любви и милосердию за несколько дней или даже месяцев. Для этого нам дана целая жизнь, и если не начнем сегодня, завтра может быть уже поздно (об этом притча десяти девах (Мф. 25.1-13)).
Размышлять над тем, что предлагает нам сегодняшняя притча, полезно всегда. Но, мне кажется, неслучайно чтение за воскресной Литургией притчи о безумном богаче, как правило, приходится на начало Рождественского поста. Любой пост – не только Великий, но и Рождественский – это то время, когда мы не просто что-то меняем в своей жизни, но это время, когда мы можем задуматься об этой жизни так, как, может быть, нам не хватает сил и времени задуматься в течение всего года. Задуматься о том, куда мы идём, что в этой жизни главное, как наша жизнь связана с этим главным. И очень важно в связи с этим постараться сделать так, чтобы наши духовные усилия и духовный труд были бы полезны не только для нас. Церковь всегда напоминает в дни поста, что пост – это не только некие аскетические упражнения. Мы с вами не великие аскеты, чтобы нам можно было бы записать себе это в актив. Да, наверное, от чего-то мы откажемся, и это очень правильно, жизнь будет немножко другой, чем в обычные дни. Но самое главное, чтобы время поста, время молитвы, время какого-то духовного труда, принесло какие-то плоды и для других людей. Чтобы кому-то от нашего поста стало легче, кому-то мы смогли принести облегчение – посетили болящего, сделали что-то доброе, помянули кого-то в молитве… Так или иначе, если этого не будет, то от нашего духовного труда не будет и плодов.
Будем помнить об этом, размышлять, трудиться, будем просить у Господа сил, чтобы Он помог «собирать сокровища не для себя, а в Боге богатеть».
Аминь.
Источник:
– Страничка протоиерея Вячеслава Перевезенцева на www.facebook.com